Развитие критического мышления как социально и личностно значимой способности современного школьника

Авторы

  • Юлия Геннадьевна Понкратова

Ключевые слова:

критическое мышление, развитие, определение, способность, качество, умение

Аннотация

В статье освещены главные вопросы развития критического мышления школьников: обосновывается актуальность данной проблемы, рассматривается сущность и признаки критического мышления как психолого-педагогической и социальной категории. Обозначены принципы и дидактические основания развития критического мышления учащихся, выделены факторы, определяю- щие успех данного процесса.

Статья направлена на формирование целостного представления о критическом мышлении как одном из условий социальной успешности молодёжи.

Предназначена для педагогов общеобразовательных учреждений, студентов педагогических учебных заведений, а также людей, интересующихся проблемами современной  педагогики.

Биография автора

Юлия Геннадьевна Понкратова

заместитель директора по УВР в гимназии №14, соискатель кафедры педагогики и педагогической психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Брюшинкин В.Н. Критическое мышление и аргументация // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. – Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

Сорина Г.В. Критическое мышление: исто- рия и современный статус // Вестник Московского университета. – Серия 7. Философия. – № 6. – 2003.

Стил Дж., Мередит К., Темпл Ч., Уолтер С. Основы критического мышления. – Пос. 1. – М., 1997.

Бустром Р. Развитие творческого и критического мышления. – М.: Ин-т «Открытое общество», 2000.

Темпл Ч. Критическое мышление и критическая грамотность // Перемена. – 2005. – № 2.

Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. – М.: Мирос, 2002.

Великанова А.В. и др. Технология развития критического мышления через чтение и письмо. Дебаты. Портфолио. – Самара: Профи, 2002.

Дьюи Дж. Психология и педагогика мышления. – М.: Лабиринт, 1999.

Заир-Бек С.И. Критическое мышление. 2003 //http://altai.fio.ru/projects/group3/potok67/site/ thechnology.htm

Федоров А.В. Развитие критического мышления в медиаобразовании: основные понятия // Инновации в образовании. – 2007. – № 4.

Федотовская Е.И. Методика развития критического мышления как важного фактора формирова- ния иноязычной коммуникативной компетенции в специализированных вузах: Автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2005.

Халперн Д. Психология критического мышления. – СПб.: Питер, 2000.

Калинников Л.А. «Критицизм» Канта и станов- ление критического мышления // Критическое мышление, логика, аргументация / Под ред. В.Н. Брюшинкина, В.И. Маркина. – Калининград: Изд-во Калинингр. гос. ун-та, 2003.

Johnson R. H. Some Observations about Teaching Critical Thinking. CT News. Crirical Thinking Project. California State University, Sacramento. – Vol. 4. – N 1. – 1985.

Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. – М.: Арена, 1994.

Клустер Д. Что такое критическое мышление?// Критическое мышление и новые виды грамотности. – М.: ЦГЛ, 2005.

Lipman M. Critical Thinking: What Can it Be? Educational Leadership. N 1 (46). – 1988.

Paul R.W. Critical Thinking: What Every Person Needs to Survive in a Rapidly Changing World. Rohnert Park, CA: Center for Critical Thinking and Moral Critique, Sonoma State University, 1990.

Paul R., Binker A., Martin D., & Adamson K. Critical Thinking Handbook. Santa Rosa, CA: Foundation for Critical Thinking, 1995.

Загрузки

Опубликован

2015-08-31

Выпуск

Раздел

Педагогика и педагогическая психология