Современное научное руководство в университетах: взаимодействие субъектов процесса, детерминанты эффективности результатов

Авторы

  • Юлия В. Свиткевич Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.21702/ncpb.2021.3.3

Аннотация

Автор рассматривает современное научное руководство в университетах и совместную научно-исследовательскую деятельность научного руководителя и руководимого. Специфичной детерминантой эффективности результатов научно-исследовательской деятельности выступает система взаимодействия субъектов научного руководства. Во «Введении» актуальность исследования обуславливается неспособностью современного научного образования покрыть все потребности 21 века. Новизной выступает рассмотрение системы взаимоотношений между научным руководителем и руководимым в процессе научно-исследовательской деятельности, описание видов взаимодействия и их влияния на эффективность научного руководства. В «Теоретическом обосновании» автором рассматриваются исследования, описывающие влияние стиля руководства и значимость научного руководства в формировании профессиональной идентичности, интереса к науке, личности в целом. Описываются результаты эмпирических наблюдений за взаимодействием научных руководителей и руководимых. Автор предлагает 4 модели взаимоотношений: «малыш», «лентяй или невежа», «некто», «партнёр». Представлена выраженность основных компонентов взаимодействия субъектов научного руководства в каждой из моделей. В исследовании делается акцент на формирование научного мышления как значимую детерминанту эффективности результатов научно-исследовательской деятельности. Рассматриваются исследовательские умения и навыки, формирующиеся с научным мышлением, и развивающие личность студента, помогающие в академической, повседневной жизни. Предлагается наставничество в качестве одной из основных форм научно-исследовательской деятельности. В «Обсуждении результатов» автор рекомендует сделать акцент в определении научного руководства на то, что субъектами, влияющими друг на друга, являются оба участника процесса. Автор подчеркивает, что в современном мире существует необходимость модернизации научного руководства. Приводятся выводы исследования. Автором подчеркивается важность дальнейших исследований по теме научного руководства. Представленные в статье рассуждения могут помочь научным руководителям оптимизировать совместную научно-исследовательскую деятельность.

Загрузки

Опубликован

2021-09-30

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология