Копинг-стратегии одаренных подростков с разным уровнем субъективного контроля
DOI:
https://doi.org/10.21702/ncpb.2020.2.2Аннотация
В статье рассматривается проблема копинга у одаренных детей. Авторы обращают внимание на популярность тенденции оказания помощи для развития способностей одаренных подростков, в виде мощной внешней поддержки со стороны государства и создания благоприятных условий для их обучения, и определяют актуальность проблемы психологического сопровождения одаренных. Важную роль в достижении успеха обучающимися играет их психологическая устойчивость перед стрессовыми ситуациями, с которыми они постоянно сталкиваются. В статье дается теоретический анализ литературы по данной проблеме.
Исследование копинг-стратегий одаренных подростков и уровня их субъективного контроля осуществлялось с помощью тестирования (опросник «COPE» в адаптации Е. И. Рассказовой, Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина; методика «УСК» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда), метода описательной статистики и математического метода обработки данных.
Основными результатами исследования явились выводы о том, что одаренные дети предпочитают продуктивные копинг-стратегии, они склонны планировать решение проблемы и активно справляться с трудностями в стрессовой ситуации. Авторами дается описание различий в использовании копинг-стратегий одаренными подростками с экстернальным и интернальным локусами контроля. Исследование гендерных особенностей в применении копинг-стратегий показало значимые различия между одаренными девушками и юношами в четырех способах совладания: мысленный уход от проблемы, концентрация на эмоциях, использование эмоциональной социальной поддержки и использование «успокоительных». Отмечается, что одаренные девушки имеют более высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, чем юноши. В заключение сделан вывод о необходимости разработки психологической коррекционной программы для формирования продуктивных копинг-стратегий у одаренных подростков с экстернальным типом локуса контроля.
Загрузки
Опубликован
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2020 Зинченко Е. В., Алтынова А. А.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution» («Атрибуция») 4.0 Всемирная.