Взаимосвязь между целями конкуренции и выраженностью тревожности у студентов-юристов
Ключевые слова:
конкуренция, тревожность, широкий спектр знаний, авторитет, материальные блага, уважение, лидерство, лучшие результаты, индивидуальность, студенты-юристыАннотация
В статье приводятся результаты исследования взаимосвязи между целями конкуренции и выраженностью тревожности у студентов-юристов.
Основными целями конкуренции у студентов-юристов в настоящем исследовании выделены: широкий спектр знаний в области права; авторитет в глазах преподавателей; материальные блага в виде стипендий и иных выплат; уважение со стороны других студентов; лидерство как демонстрация своего высокого статуса; лучшие результаты в учебе; проявление и поддержание своей индивидуальности.
Подчеркивается актуальность изучения целей конкуренции у студентов, приводится научная гипотеза, согласно которой характер взаимосвязи между целями конкуренции и выраженностью тревожности у студентов-юристов, вероятно, будет обусловлен их половой принадлежностью.
Эмпирическим объектом исследования выступили 80 студентов юридического факультета Южного федерального университета. Новизна исследования заключается в эмпирическом исследовании взаимосвязи между целями конкуренции и выраженностью тревожности у студентов-юристов.
В качестве методического инструментария применялись: авторская анкета С.Т. Джанерьян, Н.И. Спиридоновой), методика «Личностная и ситуативная тревожность» Ч. Д. Спилбергера.
В результате проведенного исследования были установлены ведущие и игнорируемые цели конкуренции у студентов-юристов; выявлено преобладание у студентов-юристов ситуативной тревожности над личностной; определено, чем обусловлен характер взаимосвязи между целями конкуренции и выраженностью тревожности у студентов-юристов.
Отмечается практическая значимость проведенного эмпирического исследования, результаты могут быть полезны как самим студентам, так и преподавателям, и будущим работодателям, которые непосредственно взаимодействуют с данной категорией людей.
В качестве перспектив исследования отмечается возможность изучения особенностей гендера, как одного из основополагающих критериев социальной категоризации, позволяющего в процессе общения относительно легко устанавливать границы группы.
Библиографические ссылки
Джанерьян С. Т., Берлова Т. Н. Содержание контекстного компонента стратегии учебно-профессиональной карьеры и его взаимосвязь с уровнем учебной и профессиональной дезадаптации работающих студентов // Наука и современность. Материалы ХХХ Международной научно-практической конференции. – Новосибирск: Изд-во ЦРНС, 2014. – 108 c.
Синягин Ю. В., Переверзина О. Ю., Яковлева Ю. А., Полякова А. В. Основные подходы
к исследованию жизненных стратегий личности // Акмеология. – 2010. – № 1. – C. 27-35.
По Бронсон, Эшли Мерример. Царь горы. Пробивной характер и психология конку-
ренции. – М.: ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014. – С. 4.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М.: Изд-во Прогресс, 1986. – 420 с.
Глейтман Г., Фридлунд А., Райсберг Д. Основы психологии / Под ред. В.Ю. Большакова, В.Н. Дружинина. – СПб.: Речь, 2001. – 1247 с.
Джанерьян С. Т., Афанасенко И. В. Я-концепция как детерминанта карьерной стратегии
у мужчин и женщин – представителей технономических профессий// Северо-Кавказкий
психологический вестник. – 2005. – № 3. – C. 180–186
Акимова Е. Ю. Проблемы психологии профессионального становления государственных служащих: монография. – Рыбинск: ООО «Принт-Сервис», 2011. – 165 с.
Шендрик И. Г. Кризис идентичности и образование в период взрослости // Мир психологии. – 2004. – № 2. – C. 98–106.
Lundgren D. C., Schwab M. R. Perceived appraisals by others, self-esteem, and anxiety // Journal of Psychology. – 1977. – Vol. 97. – pp. 205–213.
Spielberger C. D. Anxiety: Current trends in theory and research. – N.Y., 1972. – Vol. 1. – pp. 24–55.
Zinbarg R. E., Barlow D. H., Hertz R. M. Cognitivebehavioral approaches to the nature and
treatment of anxiety disorders // Annual Review of Psychology. –1992. – Vol. 43. – pp. 235–267.
Аракелов Г. Г., Лысенко Н. Е., Шотт Е. К. Психофизиологический метод оценки тревожности // Психологический журнал. – 1997. – Т. 18. – № 2. – C. 102–113.
Соловьев В. Н. Адаптация, стресс, здоровье: учебно-методическое пособие. – Ижевск:
Изд. дом «Удмуртский университет», 2005. – C. 55–61.
Ader R., Cohen N. Psychoneuro immunology: conditioning and stress // Annual Review of Psychology. – 1993. – Vol. 44. – P. 53–85.
Забродин Ю. М., Бороздина Л. В., Мусина И. А. К методике оценки уровня тревожности по характеристикам временной перцепции // Психологический журнал. – 1989. – Т. 10. – № 5. – C. 87–94.