Особенности постановки целей студентами вуза в связи с уровнем их социальной фрустрированности

Авторы

  • Сергей А. Березов Южный федеральный университет
  • Екатерина В. Белова Южный федеральный университет

Ключевые слова:

целеполагание, спецификация цели, характеристики цели, фрустратор, социальная фрустрированность, личностная фрустрированность, субъективное благополучие, адаптационный потенциал личности, российская молодежь, студенты вуза

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования характеристик целей, заявленных студентами вуза, в связи с уровнем их социальной фрустрированности. Подчеркивается актуальность изучения особенностей целеполагания и стрессоустойчивости современной молодежи, от активности, личностной зрелости и психологического здоровья которой зависит будущее политическое состояние, социально-экономическое благополучие и духовно-нравственное развитие российского общества. В ходе теоретического анализа раскрыты критерии, которым должна удовлетворять цель для того, чтобы выполнять функции мотивирования, ориентировки в условиях меняющейся среды, оценки промежуточных результатов и организации обратной связи относительно продвижения к желаемому результату.

Оригинальность авторского замысла определяется тем, что постановка целей, соответствующих этим критериям, способствуя активной преобразовательной деятельности, рассматривается как средство профилактики и преодоления неудовлетворенности личности различными сферами своей жизни. Новизна исследования заключается в эмпирическом исследовании характеристик целей в связи с уровнем социальной фрустрированности студентов, практическая значимость – в возможности применения предложенной авторами процедуры контент-анализа целей. Разведены понятия фрустрации, социальной и личностной фрустрированности личности.

Социальная фрустрация рассматривается как переживание неудачи вследствие препятствий на пути к достижению цели; социальная фрустрированность – как результат процесса фрустрирования, заключающийся в психической напряженности, возникающей при блокировании реализации потребностей, мотивов и ценностей личности. Личностная фрустрированность представлена как устойчивая личностная черта, возникающая при длительном воздействии фрустраторов, превосходящем интенсивностью адаптационные возможности субъекта, и характеризующаяся внеконтекстуальностью.

Эмпирически показано, что такие целевые характеристики, как владение целью, утвердительность формулировки цели, оценка реализованности целей в прошлом, целевой оптимизм и целевая насыщенность настоящего связаны с уровнем социальной фрустрированности студентов в разных сферах их жизни. Для профилактики и снижения уровня социальной фрустрированности молодежи рекомендовано обучение студентов конкретным стратегиям постановки целей в рамках психологического консультирования и тренинга.

Биографии авторов

Сергей А. Березов, Южный федеральный университет

магистрант Академии психологии и педагогики ЮФУ

Екатерина В. Белова, Южный федеральный университет

кандидат психологических наук, доцент Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. – М., 2003. – 672 с.

Бочарова Е. Е. О субъективном благополучии личности в аспекте социально-психологической адаптации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2009. – Т. 2, № 2. – С. 16–22.

Вассерман Л. И., Иовлев Б. В., Беребин М. А. Методика для психологической диагностики уровня социальной фрустрированности и ее практическое применение : методические указания. – СПб., 2004. – 28 с.

Гуськова Т. М., Дьякович М. П., Шаяхметов С. Ф. Оценка состояния здоровья и профессиональной адаптации работающей и учащейся молодежи на авиастроительном предприятии // Медицина труда и промышленная экология. – 2007. – № 6. – С. 6–12.

Джанерьян С. Т., Астафьева И. Н., Гвоздева Д. И. Социальная фрустрированность юношей и девушек – студентов колледжа // Евразийское Научное Объединение. – 2015. – Т. 2, № 7 (7). – С. 159–162.

Джанерьян С. Т., Гвоздева Д. И., Астафьева И. Н. Особенности социальной фрустрированности личности студентов ВУЗа и работающих молодых людей // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 8–2. – С. 138–142.

Карпинский К. В. Временная локализация смысла жизни как детерминанта личностного кризиса // Актуальные проблемы психологии личности: сборник научных статей : в 2 ч. / под ред. В. А. Мазилова и К. В. Карпинского. – Гродно : Изд-во ГрГУ, 2012. – Ч. 2. – С. 186–220.

Кокин А. Б. Студенчество как социальная группа, современные социально-психологические представления о студенчестве // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей : Материалы II Всероссийской научно-практической (заочной) конференции / под ред. М. С. Волохонской, А. В. Микляевой. – М. : СВИВТ, 2012. – С. 129–135.

Куликов Л. В. Детерминанты удовлетворенности жизнью // Общество и политика / под ред. В. Ю. Большакова. – СПб. : Изд-во СПбГУ, 2000. – С. 476–510.

Лукашенко Д. В. Адаптивная стратегия как основа взаимодействия личности с социальной средой // Человеческий капитал. – 2014. – № 7 (67). – С. 23–31.

Люсова О. В. Субъективное благополучие: структура, подходы, формирование // Достижения вузовской науки. – 2013. – № 7. – С. 178–183.

Майсак Н. В., Яковец Д. А. Социальная фрустрация как условие дезадаптации и предиктор девиантности специалиста // Фундаментальные исследования. – 2013. – № 10–8. – С. 1830–1837.

Мещерина Н. Г., Власова О. Г., Банщикова Т. Н. Личностные и кросс-культурные факторы социальной фрустрированности педагогов // Фундаментальные исследования. – 2014. – № 11–2. – С. 438–443.

Налчаджян А. А. Психологическая адаптация. Механизмы и стратегии. – М. : Эксмо, 2010. – 2-е изд., перераб. и доп. – 368 с.

Пелехатый М. М., Чекчурин Ю. А. Сертификационный курс НЛП-Практик. – М. : Твои книги, 2014. – 272 с.

Плигин А. А., Герасимов А. В. Руководство к курсу НЛП-Практик. – М. : Твои книги, 2013. – 576 с.

Современная практическая психология в обеспечении ресурсов самореализации личности : коллективная монография / Ю. В. Обухова, Е. В. Зинченко, Е. В. Белова [и др.]. – Ростов н/Д : Изд-во ЮФУ, 2016. – 320 с.

Шадрин А. А. Взаимосвязь социальной фрустрированности и субъективного благополучия личности курсантов // Вестник Самарского университета. – 2014. – № 9 (120). – С. 237–244.

Шухлова Ю. А., Стоянова И. Я. Социальная фрустрированность как условие затруднений адаптации у современной молодежи // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности : Сборник научных статей III международной научно-практической конференции / под ред. Р. В. Кадырова. – Владивосток : Морской государственный университет, 2014. – С. 280–282.

Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Оbuhova Y. V. Frustration Features of City Students // Social Sciences. – 2015. – № 10. – P. 1443–1448.

Nartova-Bochaver S. Impact of psychological sovereignty on mental well-being in Russian youth and adults // The 2nd World Conference on Personality Abstracts. – Brazil : Hogrefe-Verlag GmbH und Co, 2016. – P. 101.

Young A. M. Frustration-Instigated Career Decisions: A Theoretical Exploration of the Role of Frustration in Career Decisions // Human Resource Development Review. – 2009. – № 8 (3). – P. 281–299.

Zeller-Berkman S. Occupying youth development: The pitfalls and potential of literacy policies and youth development // Journal of Adolescent & Adult Literacy. – 2012. – Vol. 55. – P. 748–450.

Zinchenko E., Belova E. Coping behavior strategies of Russian urban students due to their social and personal frustration state // Fullpapers E-Book of 6th World Congress on Psychology and Behavioral Sciences (Management, Psychology, Political and Social Science) (WCPBS 2016). – Barcelona, 2016. – P. 184–186.

Загрузки

Опубликован

2017-08-01

Выпуск

Раздел

Психология личности