Особенности процесса адаптации студентов первого курса к обучению в вузе
Ключевые слова:
личность, адаптация, дезадаптация, адаптивность, неадаптивность, адаптированность, трудная жизненная ситуацияАннотация
Статья посвящена изучению процессаа даптации студента-первокурсникак обучениювв узека к фактора социализацииличностимолодогочеловека.Всвою
очередь, социализация рассматривается как процесс становления системы
установоки ценностей,которые выступают основой выработки стратегий
поведения личности.В процессе обучения в вузе студент-первокурсниквключен
впроцессы интегрирования в социальнуюгруппу,чтопредполагает принятие
им групповых норм, ценностей, стандартов, стереотипов и требований.
Так, личность приспосабливается к изменениям социальной среды путем подбора или перестройки стратегий поведения. Наличие того или иного уровня
адаптированности является необходимым показателем эффективности
реализации студента в ходе учебного процесса. Исходя из того, что пусковым
механизмом процесса адаптации человека является смена окружающей его
среды,прикоторойпривычноедлянегоповедениеоказываетсямалоэффективнымиливообщенеэффективным,длястудента-первокурсниканеобходимость
в преодолении затруднений, связанных именно с новизной условий трудной
жизненной ситуации Итак, личность, ее жизненная ситуация и (главное) взаимодействие между личностью и ситуацией – определяют особенности адаптации студентов
первого курса к обучению в вузе. Именно поэтому в условиях конкретного вуза
должна проводиться практическая социальная работа (социальная терапия)
в рамках Службы социально-психологической адаптации, которая имеет дело
и с социальным, и с психологическим аспектом ситуации. Работа с первокурсниками может быть направлена как на преобразование внутреннего мира
личности, так и на изменение его социальной ситуации обучения, а также на
преобразование взаимодействия между ними.
Библиографические ссылки
Анфиногенова О. И. Особенности адаптации студентов-первокурсников к условиям обучения в университете // Новые исследования. – 2011. – Т.1. – № 26. – С. 55–59.
Бернлер Г., Юнссон Л. Теория социальнопсихологической работы, пер. со швед. – М., 1992.
Гингель Е. Диалог как фактор адаптации первокурсников // Высшее образование в России. – 2007. – № 9. – С. 158–160.
Зарипов Р. Н., Зарипова И. Р. Адаптация студентов в технологическом вузе: психологопедагогический аспект // Вестник Казанского технологического университета. – 2011. – № 24. – С. 236–242.
Колесов Д. В. Адаптация организма подростков
к учебным нагрузкам. – М., 1987. – 176 с.
Литвинова Н. А., Казин Э. М., Лурье С. Б., Булатова О. В. Роль индивидуальных психофизиологических особенностей в адаптации к умственной деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2011. – № 1. – С. 141–147.
Медведев В. И. О проблеме адаптации // Компоненты адаптационного процесса. Л., 1984. – С. 3–16.
Мельникова Н. Н. Диагностика социальнопсихологической адаптации личности. Учебное пособие. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 57 с.
Толстых Ю. И. Критерии оценки успешности адаптации студентов-первокурсников в вузе // Известия ВУЗ. Поволжский регион. Гуманитарные науки. – 2011. – № 4 (20). – С. 137–142.
Чикина Т. Учебно-профессиональная адаптация первокурсников // Высшее образование в России. – 2007. – № 12. – С. 137–140.
Шпрангер Э. Психология личности. Тексты. – М., 1982.
Hall C. S., Lindsey G. Theories of Personality. – New York: Jonn Wiley and Sons, 1970.