Влияние гендерно-возрастных характеристик моделей лицевой экспрессии на успешность их распознания дошкольниками
Ключевые слова:
коды экспрессии, распознание экспрессии, опыт общения, гендер, дошкольникиАннотация
В статье рассматриваются особенности распознания дошкольникамимоделей лицевой экспрессии сверстников и взрослых людей. В качестве детерминант успешности распознания изучаются гендерно-возрастные характеристики моделей (кодов) лицевой экспрессии и опыт непосредственного
общения с субъектами кодирования эмоциональной экспрессии. В исследовании
применялось два блока задач: 1) социально-перцептивные задачи на распознание лицевой экспрессии детей и взрослых; 2) кодирование детьми экспрессии
базовых эмоциональных состояний. Эти задачи входят в состав методики
«Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации
невербального поведения» (В. А. Лабунская, 2008). В статье анализируются
следующие показатели: 1) интегральный индекс успешности распознания экспрессии эмоциональных состояний, смоделированной детьми; 2) интегральный
индекс успешности распознания детьми экспрессии эмоциональных состояний, смоделированной взрослыми людьми; 3) индекс успешности распознания
эмоциональной экспрессии детей, с которыми имеется опыт общения и с которыми опыт общения отсутствует (мальчики и девочки); 4) индекс успешности распознания детьми выражений собственного лица – «Я-экспрессий».
С целью обработки полученных данных применялся Т-критерий, Z-критерий.
В исследовании приняли участие 100 детей старшего дошкольного возраста:
49 мальчиков и 51 девочка, посещающие различные детские сады.
Библиографические ссылки
Абраменкова В. В. Социальная психология детства: развитие отношений ребенка в детской субкультуре. – М.: Модек, 2000. – 416 с.
Андреева И. Н. Эмоциональный интеллект: исследование феномена // Вопросы психологии. – 2006. – № 3. – С. 78–86.
Барабанщиков В. А. Экспрессии лица и их восприятие. – М.: Изд-во ИП РАН, 2012. – 341 с.
Загвоздкин В. К. Эмоциональный интеллект и его
развитие в условиях семейного воспитания //
Культурно-историческая психология. – 2008. –
№ 2. – C. 97–103.
Зайцева К.А.,Орлов А. М. Оценка связи восприятия
эмоциональной интонации речи с компонентами эмоционального интеллекта // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2012. – Т. 9. – № 1. – С. 126–134.
Изотова Е. И. Феноменология эмоционального развития современных дошкольников // Психологические исследования: электронный научный журнал. – 2013. – Т. 6. – № 29. – URL:
http: // psystudy.ru / index.php / num / 2013v6n29 /
-izotova29.html (дата обращения 20.01.2014).
Карелина И. О. Проблема понимания эмоций детьми дошкольного возраста // Ярославский педагогический вестник (психолого-педагогические науки). – 2010. – № 4. – Т. II. – С. 241–247.
Коваль Ю. Б. Особенности выбора дошкольниками эмоциональной экспрессии с целью регуляции отношений в различных ситуациях социального взаимодействия // Гуманитарные и социально-экономические науки. – 2006. –
№ 6. – С. 97–102.
Козлова Е.В. Социально-эмоциональное развитие
старших дошкольников // Мир науки, культуры,
образования. – 2009. – № 7 (19). – С. 178–182.
Комкова Е. И., Недвецкая Т. М. Идентификация
эмоций как показатель эмоционального интеллекта у старших школьников // Инновационные образовательные технологии. – 2012. – № 1 (29). – С. 53–58.
Комкова Е. И. Эмоциональный интеллект и восприятие детьми дошкольного возраста семейных отношений // Вестник ВятГУ. – 2010. – № 4 (1). – C. 159–163.
Коццолино М. Невербальная коммуникация. Теории, функции, язык и знак. – Харьков: Гуманитарный Центр, 2009. – 248 с.
Крейдлин Г.Е. Невербальная семиотика: язык тела
и естественный язык. – М.: Новое литературное
обозрение, 2002. – 592 с.
Кривошлыков И.А. Распознавание невербальной
экспрессии как условие субъективного благополучия в интимно-личностных отношениях в подростковом и юношеском возрастах // Интернетжурнал «Науковедение». 2013. – № 4. – URL: http: //
naukovedenie.ru 16ПВН413 (дата обращения
03.2014)
Лабунская В. А. Теоретико-эмпирические основания создания методики «Диагностика уровня развития способности к адекватной интерпретации невербального поведения» // Российский психологический журнал. – 2008. – № 4. –
С. 35–48.
Лабунская В. А., Шкурко Т. А. Развитие личности
методом танцевально- эспрессивного тренинга //
Психологический журнал. – 1999. – Т. 20. – № 1. –
С. 31–38.
Лабунская В. А., Дроздова И. И. Социальнопсихологические особенности субъектов педагогического общения с различным типом соотношения успешности кодирования и интерпретации экспрессии эмоциональных состояний // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2003. – № 1. – С. 248–259.
Лабунская В.А.,Менджерицкая Ю.А. Детерминанты
кодированиядетьмилицевойэкспрессииэмоций:
опыт общения и гендер // Человек. Сообщество.
Управление. – 2014. – № 1. – C. 101–113.
Листик Е. М. Исследование развития способности к распознаванию эмоций по выражению
лица у детей старшего дошкольного возраста //
Вестник МГПУ. Серия «Педагогика и психология». – 2008. – № 2 (23). – С. 68–81.
Люсин Д. В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. – М.: Изд-во ИП РАН, 2004. – С. 29–38.
Люсин Д. В., Овсяникова В. В. Измерение способности к распознаванию эмоций с помощью видеотеста // Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – № 6. – С. 82–94.
Наманихина О. И. Взаимодействие с взрослыми
как пространство развития психологического
здоровья старших дошкольников // Российский
психологический журнал. – 2011. – Т. 8. – № 3. –
С. 81–85.
Осипова И. С., Егоров В. С. Особенности эмоционального интеллекта школьников и студентов разных профессиональных типов // Вестник Мордовского университета. – 2011. – № 2. –
С. 66–68.
Приходько А. И. Эмоциональная социализация:
содержание и механизмы // Психологические
исследования: электронный научный журнал. –
– № 4(6). – URL: http: // psystudy.ru (дата
обращения 25.12.2013).
Прусакова О. А., Сергиенко Е. А. Понимание эмоций детьми дошкольного возраста // Вопросы психологии. – 2006. – № 4. – С. 24–36.
Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. – 1984. – № 2. – С. 63–70.
Сапогова Е. Е. Своеобразие переходного периода
у детей 6–7-летнего возраста // Вопросы психологии. – 1986. – № 4. – С. 36–43.
Щетинина А. М. Восприятие и понимание дошкольниками эмоционального состояния человека // Вопросы психологии. – 1984. – № 3. – С. 60–66.
Ambady N., Weisbuch M. Nonverbal Behavior. In: Susan T. Fiske, D. T. Gilbert, G. Lindzey editors. Handbook of Social Psychology. John Wiley & Sons; 2010, V. 1. р. 464–497.
Beek, van Y., J. Age and Gender Differences in Decoding Basic and Non-basic Facial Expressions in Late Childhood and Early Adolescence // J. of Nonverbal Behavior 2008, V. 32 (1), pp. 37–52.
Bisson J. B. The Development of Emotion Understanding in Preschoolers. Doctoral Dissertations. 2013.http // digitalcommons.uconn.edu / dissertations/139
Boyatzis Ch. J., Ch. Children’s facial and gestural decoding and encoding: Relations between skills and with popularity // Journal of Nonverbal Behavior 1994, V. 18, (1), pp. 37–55.
Cassano J., Perry-Parrish M., Stegall S. Emotion regulation in children and adolescents // J. of Developmental and Behavioral Pediatrics, 2006,V. 27, pp. 155–168.
Chinnici S. G., Crippa M., Agliati A., Anolli L. Nonverbal
Communication of Emotions: An analysis of Behavioral Patterns in Children // 4th International Conference on Methods and Techniques in Behavioral Research, 27–30 August. Amsterdam.
, pp. 135–140.
Dunsmore J., Pa, A. M. Parents’ Beliefs about Emotions
and Children’s Recognition of Parents’ Emotions // J. of Nonverbal Behavior, 2009,V. 33, no. 2, pp. 121– 140.
Ekman P. Facial expression and emotion // American
Psychologist.1993, no. 48, pp. 384–392.
Gagnon M., P., I., K., Milliard K. Children’s Recognition
and Discrimination of Fear and Disgust Facial Expressions // J. of Nonverbal Behavior, March 2010, V. 34, no. 1, pp. 27–42.
Gosselin P., Maassarani R., A., M. Children’s Deliberate
Control of Facial Action Units Involved in Sad and
Happy Expressions // J. of Nonverbal Behavior 2011,
V. 35, pp. 225–242.
Gross A. L., B. Children’s understanding of emotion from facial expressions and situations: A review // Developmental Review, 1991,V. 11(4), pp. 368–398.
Hall J. F. J., Bernieri F. J., Carney D. R. Nonverbal behavior and interpersonal sensitivity / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York, 2005. pp. 237–281.
Hall J. A., Coats E. J. & LeBeau L. S. Nonverbal behavior
and the vertical dimension of social relations: A meta-analysis // Psychological Bulletin, 2005, V. 131, no. 6, pp. 898–924.
Herba C., Phillips M. Development of facial expression
recognition from childhood to adolescence: behavioral and neurological perspectives // J. of Child Psychology and Psychiatry, 2004, V. 45, pp. 1–14.
Prinsen T., Punyanunt-Carter N. M. The Diberence
in Nonverbal Behaviors and How It Changes in Diberent Stages of Relationship // Texas Speech Communication J., Vol. 34, Summer, 2009, pp. 1–7.
Rodway P., Schepman A., Lambert J. The ineuence of position and context on facial attractiveness // Acta Psychologica, 2013, (144), рp. 522–529.
Springer K., Meier J. A., Berry D. Nonverbal bases of social perception: Developmental change in sensitivity to patterns of motion that reveal interpersonal events // J. Nonverbal Behavior, 1996, no. 20(4), pp. 199–211.
The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research / Ed. by Jinni A. Harrigan, Robert Rosenthal, Klaus R. Scherer. Oxford: University Press Inc., New York, 2005, 525 p.
Yoshimoto D., Shapiro A., Brie K., Gottman J. Nonverbal
communication coding systems of committed couples / The new handbook of Methods in Nonverbal Behavior Research. Oxford: University Press Inc., New York, 2005, pp. 369–397.