Девиантное поведение несовершеннолетних: причины и проявления
Ключевые слова:
девиация, дифференциальная диагностика, делинквентное поведение, аддиктивное поведение, агрессивное поведение, аморальное поведение, отчуждение, депрессияАннотация
В статье рассматриваются причины и проявления девиантного поведения несовершеннолетних. Автор дает определение девиантного поведения, выделяет его особенности и признаки проявления у несовершеннолетних. Автор рассматривает патологические фор- мы девиантного поведения и роль дифференциальной диагностики в их устранении. В статье проведен анализ дифференциальной диагностики как основного метода устранения девиантного поведения у несовершеннолетних. Также в статье дается сравнение поведения, отклоняющегося от норм психического здоровья, т. е. наличия у человека явной или скрытой психопатологии, и поведения, отклоняющегося от морально-нравственных норм человеческого общежития. Особое внимание уделяется анализу типов девиантного поведения: делинквентного, аддиктивного, патохарактерологического, психо- патологического и гиперспособного.
Проведен теоретико-методологический анализ типов девиантного поведения: выявлены особенности и признаки проявления различных типов девиантного поведения. Подробно рассмотрены причины и особенности форм аддиктивного поведения. Рассмотрены такие виды агрессивного поведения, как: физическая агрессия, косвенная агрессия, склонность к раздражению, негативизм, обида, подозрительность, вербальная агрессия. Выделяются и описываются основные субъекты девиантного поведения, к которым относятся лица, страдающие определенными формами психической патологии, склонные на этой основе к аморальному поведению. Выявлены особенности личностных расстройств, которые выступают проявлениями девиантного поведения. К ним относятся отчуждение и депрессия. Проведен анализ таких форм девиантного поведения, как отчуждение и депрессия, и от- мечены особенности их проявления у несовершеннолетних. В статье рассматриваются пути оказания психологической помощи детям и подросткам, а также анализируются причины неэффективного функционирования государственных и общественных институтов психологической помощи.
Библиографические ссылки
Абакумова И. В., Кагермазова Л. Ц., Савин В. А. Диалог культур как смыслотехнология формирования установок толерантного сознания и поведения студентов вуза // Российский психологический журнал. – 2013. – Т. 10. – № 1. – С. 46–59.
Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. Пер. с англ. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1996.
Антонян Ю. М., Бородин С. В. Преступность и психические аномалии. – М., 1987.
Асмолов А. Г. Содействие ребенку – развитие личности // Новые ценности образования / Под ред. Н. Б. Крыловой. – М., 1996. – С. 39–44.
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1993.
Беличева С. А., Фокин В. М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М., 1993.
Берн Э. Трансакционный анализ и психотерапия. – СПб., 1994.
Братусь Б. С., Сидоров П. И. Психология, клиника и профилактика раннего алкоголизма. – М., 1984.
Василюк Ф. Е. Психология переживания. – М., 1984.
Гулевич О. А. Структура правосознания и поведение в правовой сфере // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2009. – № 5 (7).
Еникеева Д. Д. Как предупредить наркоманию и алкоголизм у подростков: Учебное пособие. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.
Ильин О. Ю. Правосознание: постнеклассическое правопонимание и личностная проекция: дисс. … канд. филос. наук. – Тверь: Изд-во Тверского государственного технического университета, 2011. – 198 с.
Кесельман Л. Социальные координаты наркотизма. – СПб.: Изд-во Института социологии, 1998.
Криминальная мотивация / Под редакцией В. Н. Кудрявцева. – М., 1986.
Кулаков С. А. Диагностика и психотерапия аддиктивного поведения у подростков. Учебно-методическое пособие. – М.; СПб.: Фолиум, 1998.
Кэмерон-Бэндлер Л. С тех пор они жили счастливо. – М., 1993.
Леонова Л. Г., Бочкарёва Н. Л. Вопросы профилактики аддиктивного поведения в подростковом возрасте: Учебно-методическое пособие. – Новосибирск: Изд-во НГМИ, 1998.
Леонтьев Д. А. Психология смысла. Природа, строение, динамика смысловой реальности. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
Личко А. Е. Психопатии и акцентуации у под- ростков. – М., 1993.
Макеева А. Г. Организация педагогической профилактики наркотизации среди младших школьников: Пособие для учителей начальной школы. – СПб., 1999.
Макеева А. Г. Педагогическая профилактика наркомании в школе / Под ред. М. А. Ушаковой. – М.: Сентябрь, 1999.
Ясюкова Л. А. Правосознание: диагностика и закономерности развития // Прикладная психология. – 2000. – № 4. – С. 1–13.
Abakumova I. V., Kruteleva L. Ju. Tolerance in the Structure of Life-Sense Strategies of the Modern Youth // The 13th European Congress of Psychology. In: The 13th European Congress of Psychology, 9–12 July 2013. Poster abstracts. Stockholm, 2013.
Halpern D. Moral values, social trust and inequality // British Journal of Criminology. – 2001. – V. 41. – pp. 236–251.
Kruteleva L. Ju., Abakumova I. V. Life-sense Strategies as a Motivational- dynamic Characteristic of a Person // V Congress of the Russian Psychological Society 14–18 February (Moscow) / Procedia – Social and Behavioral Sciences, V. 86, 2013. – pp. 35–41.
Leung K. Social axioms. The search for universal dimensions of general beliefs about how the world functions // J. of Cross-Cultural Psychology. – 2002. – V. 33. – pp. 286–302.