Психологические предикторы произвольной регуляции в условиях ЭЭГ-БОС тренинга

Авторы

  • Александр Сергеевич Столетний

Ключевые слова:

электроэнцефалография, БОС (биологическая обратная связь), нейробиоуправление, произвольная регуляция, свойства личности, спектральный анализ, психодиагностика, альфа-тренинг, тестовые опросники

Аннотация

Статья посвящена исследованию психологических предикторов эффективности произвольной регуляции в ЭЭГ-БОС обучении. Суть метода биологической обратной связи поэлектроэнцефалограмме заключается в том, что человеку предоставляется возможность контролировать биоэлектрическую активность головного мозга. Испытуемый с помощью инструкции и сенсорной обратной связи, которая позволяет субъекту оценить изменения параметра контролируемого ритма ЭЭГ, может осуществлять произвольный контроль над собственной ЭЭГ-активностью. Но в то же время есть достоверные сведения о том, что до 30 % здоровых людей испытывают затруднения при ЭЭГ-БОС обучении, а отдельные лица совершенно не всостоянии научиться контролировать параметры ЭЭГ. Учитывая данный факт, встает проблема оценки влияния индивидуальных психологических и психофизиологических свойств личности на возможность и эффективность ЭЭГ-биоуправления.

В данном исследовании 17 человек прошли 12-сеансовую сессию нейробиоуправления по протоколу снижения индекса альфа-ритма в теменных областях, в отведениях P3 и P4. ЭЭГ-БОС обучение предварялось психологическим тестированием, вкотором использовались тестовые опросники Г. Айзенка, Я. Стреляу, Ч. Д. Спилбергера–Ю. Л. Ханина и корректурная проба Б. Бурдона. По итогам оценки результатов  психологических тестов с помощью кластерного анализа, испытуемые разделились на 2 группы. Результаты эксперимента показали, что обе группы испытуемых, отобранные согласно интегральной оценке психологических свойств личности, обучаются управлению  альфа-ритмом  с разной динамикой и эффективностью. Благодаря полученным результатам, был выделен ряд психологических предикторов, влияющих на произвольную регуляцию при тренировке снижения индекса альфа-ритма в теменных областях. Показано, что на эффективность ЭЭГ-БОС обучения влияют такие свойства личности, как экстраверсия, сила и подвижность нервной системы, уровень  личностной тревожности.

Биография автора

Александр Сергеевич Столетний

аспирант Академии биологии и биотехнологии Южного федерального университета; инженер кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Воробьева Е. В., Попова В. А. Отражение в параметрах ЭЭГ близнецов выполнения математических операций и вербально- ассоциативной деятельности // Северо- Кавказский психологический вестник. – 2008. – Т. 6. – № 2. – С. 34–39.

Воробьева Е. В. Психогенетика. Учебник для вузов. – Ростов н/Д: Изд-во Южного федерального университета, 2014. – 283 с.

Воробьева Е. В. Психогенетическое исследование взаимосвязи темперамента и мотивации достижений // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. – 2006. – № 3. – С. 110–111.

Воробьева Е. В., Харитонова И. Ю. Генотип-средовые детерминанты мощности ритмических составляющих ЭЭГ при вербально- ассоциативной деятельности // Новые исследования. – 2010. – T. 1 – № 23. – С. 5–16.

Ермаков П. Н., Воробьева Е. В. Индивидуальная профильная асимметрия у близнецов и спек- тральные характеристики ЭЭГ при выпол- нении арифметического счета и вербально-ассоциативной деятельности // Российский психологический журнал. – 2010. – Т. 7. – № 1. – С. 8–24.

Кропотов Ю. Д. Количественная ЭЭГ, ког- нитивные вызванные потенциалы мозга человека и нейротерапия. – Донецк, 2010. – 512 с.

Лобаскова М. М., Гиндина Е. Д., Малых С. Б. Природа индивидуальных различий темперамента в подростковом возрасте // Теоретическая и экспериментальная психология. – 2010. – Т. 3. – № 3. – С. 19–27.

Сороко С. И., Трубачев В. В. Нейрофизиологические и психофизиологические основы адаптивного биоуправления. – СПб.: Политехника-сервис, 2010. – 607 с.

Birbaumer N., Kubler A., Ghanayim N., Hinterberger T., Perelmouter J., Kaiser J., Iversen I., Kotchoubey B., Neumann N., Flor H. The thought translation device ( TTD) for completely paralyzed patients // IEEE Trans. Rehabil. Eng. – 2000. – V. 8. – pp. 190–192.

Deakin J. F. W., Exley K. A. Personality and male-female influences on the EEG alpharhythm // Biol. Psychol. – 1997. – V. 8. – no. 4. – pp. 285–290.

Ermis F. EEG and autonomic correlates of extraversion and neuroticism // Activ. Nerv. Super. – 1985. – V. 27. – no. 3. – pp. 221–223.

Evans J. R. Handbook of neurofeedback: Dynamics and clinical applications. – NY: The Haworth Press, 2007. – 378 p.

Hard J. V., Kamiya J. Anxiety change through electroencephalographic alpha feedback seen only in high anxiety subjects // Science. – 1978. – V. 201. – no. 4350. – pp. 79–80.

Knott V. J. Neuroelectrical activity related to panic disorder // Prog. Neuropsychopharmacol. Biol. Psychiat. – 1990. – V. 14. – no. 5. – pp. 697–707.

Konareva I. N. Correlations between the Psychological Peculiarities of an Individual and the Efficacy of a Single Neurofeedback Session (by the EEG Characteristics) // Neurophysiology. – 2006. – V. 38. – no. 3. – pp. 239–247.

Neuper C., Müller G., Kübler A., Birbaumer N., Pfurtscheller G. Clinical application of an eeg- based brain-computer interface: A case study in a patient with severe motor impairment // EEG and Clin. Neurophysiol. – 2003. – V. 114. – no. 3. – pp. 399–409.

Perelmouter J., Birbaumer N. A binary spelling interface with random errors // IEEE Trans. Rehabil. Eng. – 2000. – V. 8. – pp. 227–232.

Rasey H. W., Lubar J. F., McIntyre A., Zoffuto A. C., Abbott P. L. EEG Biofeedback for the enhancement of attentional processing in normal college students // Journal of Neurotherapy. – 1996. – V. 1 (3). – pp. 15–21.

Yamaguchi H. Characteristics of alpha- enhancement biofeedback training with eyes closed // Tohoku Psychol. – 1980. – no. 1. – pp. 40–50.

Загрузки

Опубликован

2015-12-27

Выпуск

Раздел

Психофизиология и клиническая психология