Изучение особенностей ранних воспоминаний подростков, воспитывающихся в дисфункциональных семьях

Авторы

  • Эне Иоханнесовна Труве

Ключевые слова:

автобиографическая память, ранние воспоминания, метод изучения ранних воспоминаний а. адлера, дисфункциональная семья, несовершеннолетние правонарушители

Аннотация

В статье излагаются теоретические положения, раскрывающие социо- культурную природу автобиографической памяти. Освещается роль отно- шений и характера общения в семье, в особенности материнского общения, в становлении типа автобиографической памяти. Рассматривается роль и значение ранних воспоминаний как единиц автобиографической памяти. Приводятся результаты проведенного эмпирического исследования и описы- ваются выявленные характерные специфические особенности, свойственные воспоминаниям подростков-правонарушителей из дисфункциональных семей в отличие от подростков из нормально функционирующих семей.

Биография автора

Эне Иоханнесовна Труве

кандидат психологических наук, доцент кафедры юридической психологии и военной психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – Спб., 2003.

Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь. – М., 2006.

Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.

Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1980.

ИсполитоваЕ.Н.,НиколаеваТ.П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 69-77.

Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус В.Д. Психология затрудненного общения. – М., 2001.

Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б. Деструктивное общение и агрессия // Материалы международ- ной конференции по психологии общения: со- циокультурный анализ. – Ростов-на-Дону, 2003.

Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Вопросы психологии. – 1991. – № 4.

Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000.

Сидоренко Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних детских воспоминаний в концепции А. Адлера. – Спб., 1993.

Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции А. Адлера. – Спб., 2002.

Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии. – 1991. – № 6.

Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий « знак – символ» и «значение – смысл» // Вопросы психологии. – 2005. – № 1.

Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 2. – С. 16-28.

Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000.

Нуркова В.В., Василевская К.Н. Автобио- графическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 93-102.

Труве Э.И., Тюрбеева Н.В. Опыт изучения жизненных сценариев подростков, находящихся в ЦВИНП, методом анализа ранних воспоминаний А. Адлера. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Со- циальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России». – М., 2006. – С. 99-101.

Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. – Ростов-на-Дону, 1990.

Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. – М., 1989.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 2000.

Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1966.

Nelson K. Explaining the Emergence of Autobiographical Memory//Early childhood in Theories of Memory. – N.Y., 1993.

Загрузки

Опубликован

2015-08-30

Выпуск

Раздел

Юридическая психология