Изучение особенностей ранних воспоминаний подростков, воспитывающихся в дисфункциональных семьях
Ключевые слова:
автобиографическая память, ранние воспоминания, метод изучения ранних воспоминаний а. адлера, дисфункциональная семья, несовершеннолетние правонарушителиАннотация
В статье излагаются теоретические положения, раскрывающие социо- культурную природу автобиографической памяти. Освещается роль отно- шений и характера общения в семье, в особенности материнского общения, в становлении типа автобиографической памяти. Рассматривается роль и значение ранних воспоминаний как единиц автобиографической памяти. Приводятся результаты проведенного эмпирического исследования и описы- ваются выявленные характерные специфические особенности, свойственные воспоминаниям подростков-правонарушителей из дисфункциональных семей в отличие от подростков из нормально функционирующих семей.
Библиографические ссылки
Адлер А. Наука жить. – Киев, 1997.
Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – Спб., 2003.
Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком: причины, последствия, помощь. – М., 2006.
Брунер Дж. Психология познания. – М., 1977.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций. – М., 1980.
ИсполитоваЕ.Н.,НиколаеваТ.П. Модифицированная техника анализа ранних воспоминаний личности // Вопросы психологии. – 1999. – № 1. – С. 69-77.
Лабунская В.А., Менджерицкая Ю.А., Бреус В.Д. Психология затрудненного общения. – М., 2001.
Михайлова О.Ю., Целиковский С.Б. Деструктивное общение и агрессия // Материалы международ- ной конференции по психологии общения: со- циокультурный анализ. – Ростов-на-Дону, 2003.
Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Вопросы психологии. – 1991. – № 4.
Психологическая помощь пострадавшим от семейного насилия / Под ред. Л.С. Алексеевой. – М., 2000.
Сидоренко Е.В. Комплекс неполноценности и анализ ранних детских воспоминаний в концепции А. Адлера. – Спб., 1993.
Сидоренко Е.В. Терапия и тренинг в концепции А. Адлера. – Спб., 2002.
Смирнова Е.О., Лагутина А.Е. Осознание своего опыта детьми в семье и в детском доме // Вопросы психологии. – 1991. – № 6.
Нарышкин А.В. Строение образа мира человека и соотношение понятий « знак – символ» и «значение – смысл» // Вопросы психологии. – 2005. – № 1.
Нуркова В.В. Автобиографическая память как проблема психологического исследования // Психологический журнал. – 1996. – Т. 17. – № 2. – С. 16-28.
Нуркова В.В. Свершенное продолжается: психология автобиографической памяти личности. – М., 2000.
Нуркова В.В., Василевская К.Н. Автобио- графическая память в трудной жизненной ситуации: новые феномены // Вопросы психологии. – 2003. – № 5. – С. 93-102.
Труве Э.И., Тюрбеева Н.В. Опыт изучения жизненных сценариев подростков, находящихся в ЦВИНП, методом анализа ранних воспоминаний А. Адлера. В кн.: Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Со- циальное партнерство психологии, культуры, бизнеса и духовное возрождение России». – М., 2006. – С. 99-101.
Фрейд З. Леонардо да Винчи. Воспоминания детства. – Ростов-на-Дону, 1990.
Фрейд З. Психопатология обыденной жизни // Психология бессознательного. – М., 1989.
Эйдемиллер Э.Г., Юстицких В. Психология и психотерапия семьи. – Спб., 2000.
Пиаже Ж. Избранные психологические труды. – М., 1966.
Nelson K. Explaining the Emergence of Autobiographical Memory//Early childhood in Theories of Memory. – N.Y., 1993.