Смысложизненные стратегии современной молодёжи
Ключевые слова:
смысложизненные стратегии, смысложизненная концепция личности, ценностные ориентации, образовательная среда ВУЗа, мотивация, педагогическая культура, гуманистический подходАннотация
Представленная статья посвящена обзору основных подходов к изучению смысловой сферы человека и анализу значимости их учета для процесса обучения. автором изучаются такие составляющие смысложизненных стратегий, как жизненные ценности, мотивация, направленность личности и др. В статье указывается на то, что смысложизненные стратегии являются частным случаем более интегрального образования личности – ее смысложизненной концепции. Особенности смысложизненных стратегий молодежи рассматри- ваются в контексте образовательной среды ВуЗа. В статье также делается акцент на дальнейшей перспективе исследования проблемы.
Библиографические ссылки
Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. (Психолого- дидактический подход). – Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. ун-та, 2003. – 480 с.
Белоногова Е.В. Индивидуальные стратегии восприятия живописи / Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2004, 18 с.
Вайзер Г.А.Смысл жизни и возраст // Психолого- педагогические и философские аспекты про- блемы смысла жизни / Под ред. В.Э. Чудновского, А.А. Бодалева, Н.Л. Карповой. – М.: Психол. ин-т РАО, 1997. – С. 91-110.
Ермаков П.Н., Абакумова И.В., Азарко Е.М. Особенности личностно-смысловой сферы одаренных подростков // Научная мысль Кавказа. – Ростов-на- Дону: Изд-во СКНЦ ВШ, 2003. – № 1. – С. 204 – 212.
Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества учебного процесса в высшей школе (сравнительный анализ отечественного и мирового образовательного процесса). – Ростов-на-Дону: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2003. – 312 с.
Каневская М.Е., Фирсова Л.М. Связь успешности художественного творчества с направленностью личности у детей // Вопр. психол. – 1990. – № 3. – С. 69-75.
Королева Н.Н. Смысловые образования в картине мира личности / Автореф. дис. … канд. психол. наук. – СПб., 1998. – 16 с.
Крутелёва Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык / Автореф. дис. … канд. пси- хол. наук. – Ростов-на-Дону., 2005. – 23 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е, испр. изд. – М.: Смысл, 2003. – 487 с.
Лобок А.М. Антропология мифа. – Екатеринбург: Отд. образов. администр. Октябрьского р-на, 1997. – 668 с.
Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русско- го языка: 80000 слов и фразеологических выражений/ Российская АН.; Российский фонд культуры; – 3-е изд., стереотипное – М.: АЗЪ, 1995. – 928 с.
Психологические тесты / Под ред. А.А. Каре- лина: в 2 т. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – Т. 1. – 312 с.
Романова Е.С. Графические методы в практиче- ской психологии. – СПб.: Речь, 2001. – 416 с.
Столина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков / Автореф. дис. … канд. психол. наук. – С.Пб., 2002. – 20 с.
Чудноский В.Э., Сутормина Л.И. Опыт изучения педагогического конфликта как фактора станов- ления смысложизненных ориентаций учителя // Психологическая наука и образование. – М.: Моск. городской психолого-педагог. ун-т, Психолог. институт РАО, 2003. – № 4. – С. 23-29.