Особенности социальных установок подростков-беженцев . Деформация центраций смысловой сферы и регрессия траекторий смысложизненных стратегий подростков, проживающих в постконфликтном регионе
Аннотация
Данное исследование проходило в ряде районов Республики Ингушетия (Сунженский, Назрановский) в палаточных лагерях для беженцев и вынужденных переселенцев из Чеченской Республики, в течение трех лет (2005-2008 гг).
В качестве объекта диагностического исследования выступили старшие подростки в возрасте от 14 до 17 лет. Среди подростков-беженцев большая часть обучалась в классах не соответственно своему возрасту, т.к. в годы военного противостояния в Чечне не работали школы, и дети, были лишены возможности, получать какое либо образование. Многие подростки остались на повторный год обучения.
Для сравнения уровня деформации смыслового самосознания у подростков – беженцев, одновременно было проведено тестирование у подростков из социально благополучных семей учащихся гимназии г. Назрань (РИ), а также учащихся славянских национальностей г. Ростова-на-Дону, из классов, где учились подростки-мигранты, проходили такое же тестирование, как и подростки, основные респонденты и фактически выступили контрольной группой (350 подростков).
В работе использованы аналогичные данные исследования по г. Ростову- на-Дону.
В настоящем исследовании приняло участие 530 респондентов из них 350 подростков, учащихся средних школ г. Ростова-на-Дону,80 подростков из палаточных лагерей и 100 гимназистов.
Библиографические ссылки
Антонова Л.Н. Региональное управление социально-педагогической системой поддержки детей группы риска: (монография) / Л.Н. Антонова. – М.: Просвещение, 2004. – 304 с.
Антонова Л.Н. Создание муниципальной системы социально-педагогической поддержки детей группы риска: (монография) / Л.Н. Антонова. – М.: Просвещение, 2004. – 56 с.
Бери А., Ньютон Д. Мирные навыки для моло- дых людей в лагерях для беженцев. // Вестник Центра Миротворчества и Общественного Развития. – 2002.
Крутелева Л.Ю. Психологические особенности смысложизненных стратегий студентов разной познавательной направленности, изучающих иностранный язык. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. – Ростов-Н/Д, 2005. – 24 с.
Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М.: Смысл, 2000.
Леонтьев Д.А. Самореализация и сущностные силы человека - Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсо- ветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. – М.: Смысл, 1997. – С. 156-177.
Леонтьев Д.А., Пилипко Н.В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможности формирования // Вопросы психологии. – 1995. – № 1. – С. 97-111.
Оздоева Р.Т.Проблемы обучения детей в палаточных школах городков для беженцев и вынужден- ных переселенцев. – 2004. – С. 69-70.
Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психо- логического исследования// Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании (Санкт-Петербург, 27-28 ноября 2003): Материалы Всероссийской конференции. – М., 2003. – 208 с.
Столин В.В. Самосознание личности. – М., 1982.
Особенности социальных установок подростков-беженцев . Деформация центраций смысловой сферы и регрессия траекторий смысложизненных стратегий подростков,
проживающих в постконфликтном регионе
Столин В. В., Кальвиньо М. Личностный смысл: строение и форма существования в сознании // Вестник Моск. ун-та. – Сер. 14, Психология. – 1982. – № 3. – С. 38-46.
Столина Т.В. Смысложизненная концепция и агрессивность учащихся-подростков. Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к.п.н. – Санкт-Петербург, 2002.
Maslow A.H. Toward a psychology of Being. 2nd ed. – New York: Van Nostrand, 1968.
From Emergency to Empowerment The Role of Education for Refugee Communities AED 1995 (От чрезвычайной ситуации к полноправию: роль образования для общин беженцев, АЕД, 1995).