Психологические особенности переживания внутреннего конфликта на этапе профессионального обучения
Ключевые слова:
внутренний конфликт, личностный смысл, смыслообразование, ценностно-смысловая сфера, смысложизненные ориентации, индекс децентрации, индекс негативности, индекс рефлексивностиАннотация
Современные исследования внутреннего конфликта в рамках теорий смысла и смыслообразования подчеркивают существование смысложизненых стратегий, которые связаны со смысловыми барьерами, рассматриваемыми вкачестве внутренних противоречий ценностно-смысловой сферы личности. Смысл обладает, в свою очередь, системообразующей способностью, способностью распространять свое влияние на все системы человека и подчинять их себе в той или иной мере. Таким образом, смысловая сфера личности как особым образом организованная совокупность смысловых образований (структур) и связей между ними, обеспечивает смысловую регуляцию целостной жизнедеятельности субъекта. Апроцессы смыслостроительства служат разрешению внутриличностных конфликтов, появляющихся в рамках столкновения разных плоскостей смысла.
Библиографические ссылки
Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М.: «Апрель-Пресс», 1995.
Волков А.А. Личностные трансформации сотрудников милиции общественной безопасности на разных уровнях профессионального само- реализации. – Ростов-на-Дону: Изд-во института Дружбы народов Кавказа, 2010.
Духновский С.В. Психологическое сопровождение подростков в критических ситуациях: Учебное пособие. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2003.
Зеер Э.Ф. Психология профессий. – М.: Фонд «Мир», 2005.
Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения. – М.: Педагогика, 1983.
Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации (СЖО). 2-е изд. – М.: Смысл, 2000.
Леонтьев Д.А. Методика предельных смыслов (МПС): Методическое руководство. – М.: Смысл, 1999.
Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. – 2000. – Том 21. – № 1.
Леонтьев Д.А. Новые горизонты проблемы смысла в психологии // Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию Виктора Франкла). Материалы международной конференции. – М.: Смысл, 2008.
Салихова Н.Р. Типы смыслообразования в контексте личностных ценностей. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2005.
Салихова Н.Р. Профессиональный выбор и реализуемость личностных ценностей в юности // Казанский педагогический журнал. – 2008. – № 4. – С. 3-12.
Салихова Н.Р. О соотношении барьерности-реализуемости личностных ценностей и уровня осмысленности жизни при разных типах отношения к смыслу жизни // Психологические проблемы смысла жизни и акме. Материалы XII симпозиума / Под ред. Г.А. Вайзер, Н.В. Волковой. – М.: ПИ РАО, 2007.
Столяренко Л.Д. Психологический практикум по психологии. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
Фанталова Е.Б. Диагностика внутриличностного конфликта. – М.: Фолиум, 2001.
Шакуров Р.Х. // Изв. Рос. акад. образования. – 1999. – № 1. – С. 77-88.
Ященко Е. Ф. Ценностно-смысловая концепция самоактуализации. – М.: Фолиум, 2006.