Динамика представлений о себе в процессе обучающего НЛП-тренинга
Ключевые слова:
Я-концепция, соотношение обучения и терапии в НЛП- тренинге, модель «Круг обучения», стадии овладения мастерством, модель нейрологических уровней Б .Рассела – Г. Бейтсона – Р. Дилтса, критерии эффективного целеполаганияАннотация
В настоящей статье представлены результаты изучения динамики пред- ставлений осебе участников обучающего НЛП-тренинга. Представления осебе рассматриваются как составляющие Я-концепции личности, выполняющей в жизни личности функции структурирования опыта, регуляции поведения, про- гнозирования, самовыражения, условия самотождественности субъекта. Цель стандартной программы квалификационного НЛП-тренинга рассматривается в контексте приоритета обучения над терапией в соответствии с моделью
«Круг обучения». теоретической моделью осуществленного исследования вы- ступила модель нейрологических уровней Б. Рассела – Г. Бейтсона – Р. Дилтса. В процессе обучающего НЛП-тренинга обнаружена динамика представлений о себе его участников в сторону осознания своих способностей, ресурсов, компетентности и их взаимосвязи с собственным поведением. Результаты проведенного исследования еще раз подтвердили, что особенности поста- новки цели, способы ее обдумывания и фиксации оказываются принципиально важными с точки зрения получаемого результата.
Библиографические ссылки
Абульханова-Славская К.А. Диалектика челове- ческой жизни. – М.: Мысль, 1977.
Агапов B.C. Функции Я-концепции в управлен- ческой деятельности/ Психология и практика. – Т. 4. – Вып. 1. – Ярославль, 1998.
Андреас С. Трансформация «Я». Стань таким, каким ты хочешь быть. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2004.
Анцыферова Л.И. Психологические закономерности развития личности взрослого человека и проблема непрерывного образования // Психологический журнал. – 1980. – Т. 1. – № 2.
Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М: Прогресс, 1986.
Бодалев А.А. О состоянии и направлениях разработки психологии познания людьми друг друга
// Вопросы психологии познания людьми друг друга и самопознания. – Краснодар, 1977.
Северо-кавказский психологический вестник. – Вып. 3. – Ростов-на-Дону: РГУ, 1998.
Дилтс Р. Моделирование с помощью НЛП. – СПб.: Питер, 2001.
Карцева Т.Б. Личностные изменения в ситуациях жизненных перемен// Психологический журнал.– 1988.– Т. 9.– № 5.
Кон И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание. – М.: Политиздат, 1984.
Плигин А., Максименко И. Now Let’s Play English. Личностно-ориентированное обучение англий- скому языку. – СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2005.
Плигин А.А. Личностно-ориентированное обра- зование: история и практика. – М.: КСП+, 2003. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М.: Прогресс, Универс, 1995.
Рябикина З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. – Краснодар, 1995.
Сартан Г.Н., Смирнов А.Ю., Гудимов В.В. и др. Но- вые технологии управления персоналом. – СПб.: Речь, 2003.
Столин В.В. Самосознание личности. – М.: МГУ, 1983.
Чеснокова И.И. Проблема самосознания в пси- хологии. – М.: Наука, 1977.
Джанерьян С.Т. Методические вопросы изучения профессиональной «Я-концепции» личности/
Эткинд A.M. Опыт теоретической интерпретации семантического дифференциала// Вопросы психологии. – 1979. – № 1.