Психологические характеристики младших школьников – вынужденных переселенцев
Ключевые слова:
вынужденный переселенец, младший школьник, тревожность, агрессивность, самооценкаАннотация
Так как в 1980–1990 годы появилось большое количество вынужденных пересе- ленцев, то этот факт поставил перед обществом проблему комплексной адап- тации этих групп людей. анализ проблем адаптации вынужденных переселенцев показывает, что они чрезвычайно нуждаются в профессиональной психологической помощи. По-нашему мнению, степень выраженности стресса аккультурации, продолжительность межкультурной адаптации зависят от многих факторов, среди которых весьма существенны социально-демографические, социальные и индивидуально-личностные особенности. Процесс адаптации многосторонний, активный, включающий в себя формирование средств и способов поведения, направленных на овладение учебной деятельностью и эффективное взаимодействие с новой социальной средой. Затруднения, приводящие к нарушению адаптации, чаще всего, носит временный характер, однако у некоторых детей они отличаются серьезностью и препятствуют общему психосоциальному развитию.
Библиографические ссылки
Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. – Москва, 2002. – 19 с.
Нансо М.Д. Проблемы межэтнической интеграции / Автореферат. – Ростов-на-Дону,1993. – 18 с. Психологическая помощь мигрантам / Под ред. Солдатовой Г.У. – Москва, 2002. – 420 с.
Психология беженцев и вынужденных переселенцев: опыт исследований практической работы / Под ред. Солдатовой Г.У. – Москва, 2001. – 330 с.
Пуховский Н.Н. Психопатологические по- следствия чрезвычайных ситуаций. – Москва: Академический проект, 2000. – 70 с.
Солдатова Г.У. Психология межэтнической на- пряженности. – Москва, 1998. – 48 с.
Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. – Екатеринбург, 2000. – 68 с.
Шайгерова Л.А. Кризис идентичности у вынуж- денных мигрантов из Афганистана. – Москва, 2000. – 17 с.
Шайгерова Л.А. Кризис идентичности в ситуации вынужденной миграции. – Москва, 2001. – 75 с.
Эминов М.Ш. Психология о мигрантах и миграции в России. – Москва, 2001. – 44 с.