Взаимосвязь параметров общего интеллекта и мотивации достижения

Авторы

  • Елена Викторовна Воробьева

Ключевые слова:

интеллект, теории интеллекта, мотивация достижения, близнецы

Аннотация

В статье приводятся основные положения современных отечественных и зарубежных теорий интеллекта (структурно-динамическая теория Д.В. Ушакова, трехфакторная модель общего интеллекта Johnson W., объединенная модель психометрического интеллекта Cattell-Horn-Carroll).

Приводятся результаты психогенетического исследования общего интеллекта и мотивации достижения у 102 пар монозиготных и 98 пар дизиготных близнецов 14-26 лет.

В структуре теста Д. Векслера выделяются хроногенные субтесты, результативность выполнения которых зависит преимущественно от накопленного опыта («Информированность», «Словарный», «Шифровка», «арифметический») и персоногенные, результативность выполнения которых зависит от индиви- дуальных различий («Недостающие детали», «Сортировка», «Повторение цифр»). Показатели наследуемости, полученные по хроногенным субтестам теста Д.Векслера значимо выше, чем показатели по персоногенным субтестам.

Биография автора

Елена Викторовна Воробьева

зав. лабораторией психофизиологии и экспериментальной психологии профессор кафедры психофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ, доктор психологических наук.

Библиографические ссылки

Богомолова М.В. Влияние обогащенной среды на развитие интеллекта и креативности / Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. – М.: ИП РАН, 2008. – 22 с.

Воробьева Е.В. Функционально-регуляционная модель взаимосвязи интеллекта и мотивации достижения // Северо-Кавказский психологический вестник. 2006. № 4. С. 172-179.

Дружинин В.Н. Психология общих способностей. 2-е издание. С.-Пб.: «Питер», 1999. – 368 с.

Практикум по психологии менеджмента и профессиональной деятельности / Под ред. Г.С. Никифорова, М.А. Дмитриевой, В.М. Снеткова. СПб.: Речь, 2001. – 448 с.

Собчик Л.Н. Мотивационный тест Х. Хекхаузена. Практическое руководство. СПб.: Речь, 2002. – 16 с.

Сергиенко Е.А. Современное состояние исследований когнитивных процессов // Психологический журнал. 2002. № 2. С. 19-35.

Талызина Н.Ф., Кривцова С.В., Мухаматулина Е.А. Природа индивидуальных различий: опыт исследования близнецовым методом. М.: МГУ, 1991. – 192 с.

Ушаков Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория. М.: ИП РАН, 2003. – 263 с.

Ушаков Д.В. Системность в психологии интеллекта: теория, подход, методология // Идея системности в современной психологии / Под ред. Барабанщикова В.А. М.: Институт психологии РАН, 2005. С. 236-263.

Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. С.-Пб.: Речь, 2001.

Celec P., Ostatníková D., Holešová Z., Minárik G., Ficek A., Kelemenová S., Putz Z., Kúdela M. Spatial Abilities in Prepubertal Intellectually Gifted Boys and Genetic Polymorphisms Related to Testosterone Metabolism // Journal of Psychophysiology. 2009. V. 23. – Issue 2. P. 1-6.

Deary Ian J., Steve Strand, Pauline Smith, Cres Fernandes Intelligence and educational achievement // Intelligence. 2007. V. 35. P. 13-21.

Fagan Joseph F., Cynthia R. Holland, Karyn Wheeler The prediction, from infancy, of adult IQ and achievement // Intelligence. 2007. V. 35. P. 225- 231.

Егорова М.С. Близнецовые исследования: современные тенденции // Вопросы психологии. 2004. № 6. С. 128–129.

Егорова М.С., Зырянова Н.М., Паршикова О.В., Пьянкова С.Д., Черткова Ю.Д. Генотип. Среда. Развитие. М.: ОГИ, 2004. С. 576.

Егорова М.С., Зырянова Н.М., Пьянкова С.Д. Возрастные изменения генотипсредовых соотношений в показателях интеллекта // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 106-108.

Johnson W., Thomas J. Bouchard Jr., Matt McGue, Nancy L. Segal, Auke Tellegen, Margaret Keyes, Irving I. Gottesman Genetic and environmental influences on the Verbal-Perceptual-Image Rotation (VPR) model of the structure of mental abilities in the Minnesota study of twins reared apart // Intelligence. 2007. V. 35. P. 542-562.

Haworth C.M.A., P.S. Dale, R. Plomin Generalist Genes and High Cognitive Abilities // Behav. Genet. 2009. № 39. Р. 437-445.

Новые тесты IQ. 3-е издание. Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 352 с.

Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Григоренко Е.Л. Психогенетика: Уч. для ВУЗов. М.: «Аспект Пресс», 2000. – 447 с.

Русалов В.М., Наумова Е.Р. О связях общих способностей с «интеллектуальными» шкалами темперамента // Психол. журнал. 1999. Т. 20. № 1. С. 70-77.

Haworth Claire M.A., Wright Margaret J., Nico- las W. Martin, Nicholas G. Martin, Dorret I. Boomsma, Meike Bartels, Danielle Posthuma, Oliver S. P. Davis, Angela M. Brant, Robin P. Corley, John K. Hewitt, William G. Iacono, Matthew McGue, Lee A. Thompson, Sara A. Hart, Stephen

A. Petrill, David Lubinski, Robert Plomin A. Twin Study of the Genetics of High Cognitive Ability Selected from 11,000 Twin Pairs in Six Studies

from Four Countries // Behav. Genet. 2009. № 39. Р. 359-370.

Larsen L., Peter Hartmann, Helmuth Nyborg The stability of general intelligence from early adulthood to middle-age // Intelligence. 2008. V. 36. P. 29-34.

Mc. Clelland D.C. What is the affect of achievement Motivation Training in the Schools. Teachers College Record. 1972. V. 74(2). Р. 129-145.

McGrew Kevin S. CHC theory and the human cognitive abilities project: Standing on the shoulders of the giants of psychometric intelligence research // Intelligence. 2009. V. 37. P. 1-10.

Reeve C.L., Rustin D. Meyer, Silvia Bonaccio Intelligence-personality associations reconsidered: the importance of distinguishing between general and narrow dimensions of intelligence // Intelligence. 34 (2006). Р. 387-402.

Santillo A.F., Heiner Ellgring, Beatriz García- Rodríguez, José Antonio Molina Differential effects of parkinson´s disease in fluid and crystallised intelligence // 11th European Congress of Psychology ECP09 Oslo, Norway 7–10 July 2009. Abstracts paper sessions. P.137.

Vandenberg S. The hereditary abilities study: hereditary components in a psychological test battery. American Journal of Human Genetics. – 1962. – 14. – Р. 220-237.

Webbink D., Danielle Posthuma, Dorret I. Boomsma, Eco J.C. de Geus, Peter M. Visscher Do twins have lower cognitive ability than singletons? // Intelligence. 2008. V. 36. P. 539-547.

Загрузки

Опубликован

2015-09-07

Выпуск

Раздел

Общая психология