Восприятие музыки как проблема психологической науки: ретроспективно-исторический анализ транспозиции психологии музыкального восприятия

Авторы

  • Кирилл Владимирович Бондарь

Ключевые слова:

психология искусства, психология музыкального восприятия, теория аффектов, этос, «цветной слух», музыкальная эстетика

Аннотация

В данной статье, целью автора стало рассмотрение различных точек зрения, по проблеме музыкального восприятия в разные исторические эпохи. рассмотрена динамика транспозиции умозрений различных учёных и исследователей на данную тему. Это не просто исторический анализ, а попытка выявить особенности понимания механизмов восприятия музыки и закрепление за ней определенных социально-психологических функций.

Биография автора

Кирилл Владимирович Бондарь

менеджер ООО «Алюминиевый мир»

Библиографические ссылки

Античная музыкальная эстетика / Вступит. очерк и сбор текстов А.Ф. Лосева. М., 1960.

Адорно Т. Избранное: Социология музыки. Москва, Санкт-Петербург: Университетская книга, 1999. – 445 с.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. 2-е издание. М., 1973.

Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Лаби- ринт, 2008. – 352 с.

Гельмгольц Г. Учение о слуховых ощущениях как физиологическая основа теории музыки. СПб.: Товарищество «Общественная польза», 1975. С. 595

Золтаи Д. Музыкальная культура современности в зеркале эстетики Т. Адорно // Вопросы фило- софии. – 1968. № 3.

Ливанова Т. На пути Возрождения к просвещению XVIII в. // сб. От эпохи Возрождения к двадцатому веку. М., 1963.

Лукьянов Н.В. Дмитрий Дмириевич Шостакович. М., 1980.

Муз. Энциклопедия / гл. редактор Ю.В. Кельдыш. Т.1. – М.,1973.

Петрушин В.И. Музыкальная психология: Учебное пособие для вузов. 2-е изд. – М. Академический Проект, Трикста, 2008. – 400 с.

Ролан Р. Опера в XVII в. М., 1931.

Тарасов Г.С. О Психологии искусства // Вопросы психологии. – 1992. № 1. С. 105-111.

Ткаченко Г.А. Космос. Музыка. Ритуал. М., 1990.

Языки науки – языки искусства / сб. научных трудов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – С. 139- 143.

Манн Т. Доктор Фаустус. М.: АСТ: Хранитель, 2007. – 570 с.

Мазель Л.А. Строение музыкальных произведений. – М., 1960. – 385 с.

Маркус С. Воинствующий формалист Э. Ганслик // Советская музыка. – 1949. № 8.

Фрейд З. Художник и фантазирование. М., 1995.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей // в кн. Проблемы индивидуальных раз- личий. М., 1961.

Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия. М., 1972.

Психологический словарь / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Педагогика-Пресс, 1996. – 440 с.

Психология музыки и музыкальных способностей: Хрестоматия / Сост.-ред. А.Е. Тарас. – М., 2005. С. 620.

Шаповалова О.А. Популярный музыкальный энциклопедический словарь. Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.

Шестаков В.П. От этоса к аффекту. М., 1975. Ярошевский М.Г. История психологии от античности до середины XX в. М.: МГУ, 1996.

Загрузки

Опубликован

2015-09-07

Выпуск

Раздел

Общая психология