Принятие или неприятие человека исходя из этнокультурного типа внешнего облика

Авторы

  • Елизавета В. Макушкина Южный федеральный университет
  • Елена С. Никитенко Южный федеральный университет
  • Сергей Ю. Рудницкий Южный федеральный университет
  • Мария С. Тимошенко Южный федеральный университет
  • Жанна Ю. Кара Южный федеральный университет

Ключевые слова:

толерантность, этническая толерантность, интолерантное отношение, социальная дистанция, дискриминация, принятие, внешний облик, этнические стереотипы, иная культура, межэтническое взаимодействие

Аннотация

В настоящее время межкультурные коммуникации в мире протекают все более интенсивно, и вместе с тем изменяется психологическое восприятие представителей других этнических групп и их культур. В статье рассматривается проблема этнической толерантности в ситуации восприятия внешности человека. Актуальность данной проблемы обусловлена нарастанием в обществе дискриминации людей из разных этнокультурных групп, вызванная особенностями внешнего облика. В ходе теоретического анализа раскрыты различные значения и психологические составляющие феномена толерантности. Авторы статьи рассматривают толерантность, в том числе, как способность человека понять и принять различия (непохожесть) с представителем иной этнической группы. Подчеркивается, что отличительные черты, которые присущи определенному типу внешнего облика, позволяют разделять «своего» и «чужого» в соответствии с имеющимися этностереотипами. Кроме того, обращается внимание на особенности выстраивания социальной дистанции в зависимости от степени проявления толерантного отношения к Другому. Оригинальность авторского замысла определяется тем, что этническая толерантность/интолерантность рассматривается как стремление к сокращению/усилению социальной дистанции на основании сложившегося образа внешнего облика. Новизна заключается в эмпирическом исследовании склонности человека проявлять толерантное отношение исходя из этнокультурного типа внешнего облика. Эмпирически показано, что люди, демонстрирующие толерантное отношение к представителям иной этнокультурной группы, будут выстраивать более низкую социальную дистанцию. Данный показатель говорит о принятии Другого, об открытости во взаимоотношениях. Следовательно, по мере увеличения социальной дистанции будут проявляться признаки интолерантного отношения. Полученные результаты могут быть использованы в профессиональной деятельности специалистами по вопросу межэтнических отношений. А также полученные результаты можно применять при разработке программ, направленных на профилактическую работу с экстремизмом, дискриминацией. В заключение авторами статьи даны рекомендации в отношении способов повышения уровня этнической толерантности.

Биографии авторов

Елизавета В. Макушкина, Южный федеральный университет

Магистрант Академии психологии и педагогики ЮФУ

Елена С. Никитенко, Южный федеральный университет

Магистрант Академии психологии и педагогики ЮФУ

Сергей Ю. Рудницкий, Южный федеральный университет

Магистрант Академии психологии и педагогики ЮФУ

Мария С. Тимошенко, Южный федеральный университет

Магистрант Академии психологии и педагогики ЮФУ

Жанна Ю. Кара, Южный федеральный университет

Доцент Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Спицына Т. А., Кучеренко В. С. Теоретические основы толерантности // Молодой ученый. 2016. № 11. С. 1553–1555.

Декларация принципов терпимости // Декларации. URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/toleranc.shtml (дата обращения: 23.07.2019).

Асмолов А. Г., Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А. О смыслах понятия «толерантность» // Век толерантности. Научно-публицистический вестник. 2001. № 1–2. С. 8–19. URL: http://www.tolerance.ru/VT-1-2-o-smyslah.php?PrPage=VT (дата обращения: 12.09.2019).

Психодиагностика толерантности личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л. А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008. 172 с.

Клепцова Е. Ю. Психология и педагогика толерантности: учеб. пособие для слушателей системы доп. проф. пед. образования. М.: Академ. проект, 2004. 173 с.

Валитова Р. Р. Толерантность: порок или добродетель? // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. 1996. № 1. С. 33–37.

Степанов П. В. Воспитание толерантности у школьников – подростков // Учитель. 2005. № 6. С. 49–52.

Бардиер Г. Л. Социальная психология толерантности. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005. 118 с.

Куприенко Т. П. Проблема изучения феномена толерантности в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2014. № 8. С. 203–206.

Артемьева В. А., Данилова М. В. Анализ понятия «толерантность» в современной научной литературе // Молодой ученый. 2015. № 2. С. 471–473.

Лебедева Н. М. Введение в этническую и кросс-культурную психологию. М.: Ключ-С, 1999.

Гусейнова Э. М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке // Молодой ученый. 2014. № 21. С. 626–629.

Артемьева В. А., Данилова М. В. Направления формирования этнической толерантности у подростков в общеобразовательной школе // Молодой ученый. 2016. № 1. С. 681–683.

Карманова Ж. А., Манашова Г. Н., Тасмагамбетова А. Б., Джабаева Г. Н. Формирование этнокультурной толерантности учащихся в условиях воспитательного процесса педагогического колледжа // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2016. № 1–3. С. 412–415.

Гриневецкая Т. Н. Анализ современных теоретико-методологических подходов к исследованию проблемы этнокультурного образования педагогов // Сибирский педагогический журнал. 2017. № 5. С. 98–104.

Зимина Н. С. Социально-философский анализ этнокультурного многообразия // Гуманитарный вектор. 2019. Т. 14, № 2. С. 13–19. DOI: 10.21209/1996-7853-2019-14-2-13-19

Белугина Е. В. Внешний облик как культурно-исторический феномен // Российский психологический журнал. 2008. Т. 5, № 3. С. 58–65. DOI: 10.21702/rpj.2008.3.5

Почебут Л. Г., Безносов Д. С. Психология восприятия социальной дистанции в отношении разных стран мира: взгляд из России // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2018. Т. 18, № 1. С. 66–84. DOI: 10.22363/2313-0660-2018-18-1-66-84

Ганаева Е. Э. Психолого-педагогическое понимание сущности толерантности // Педагогика высшей школы. 2016. № 1. С. 25–27.

Кара Ж. Ю., Бруева А. Ф., Зюзко Д. М., Слепов В. А., Маркелова А. С. К проблеме толерантности в контексте психологических иссследований // Северо-Кавказский психологический вестник. 2017. № 15/2. С. 12–21.

Labunskaya V., Bzezyan A. Evaluation of components of facial appearance of representatives ethno-cultural groups as a manifestation of the discriminatory attitude // International Multidisciplinary Scientific Conference on Social Sciences and Arts SGEM 2014. 2014. Vol. 1. P. 159–166. DOI: 10.5593/SGEMSOCIAL2014/B11/S1.022

Поздняков А. Н., Лебедева И. В. О «чужом» и «другом» в современном обществе // Каспийский регион: политика, экономика, культура. 2014. № 2. С. 293–299.

Карпушина Л. П. К проблеме становления принципа этнокультурности // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 11. С. 274–277.

Камзина О. А., Мышкина М. С. Содержательные особенности толерантности у студентов // Вестник Кемеровского государственного университета. 2017. № 1. С. 124–129. DOI: 10.21603/2078-8975-2017-1-124-129

Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: вы, мы, он, ты, я: Психология значимых отношений. М.: Мысль, 1989. 204 с.

Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. М.: Педагогика, 1984. 271 с.

Старченко В. В. Этнические стереотипы в межэтническом взаимодействии в поликультурном регионе // Наука и современность. 2016. № 49. C. 43–50.

Енгалычев В. Ф., Клочко О. С., Шуванов И. Б. Психологическая дистанция как мера психологической безопасности в межличностных отношениях // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 4–2. С. 24–28.

Загрузки

Опубликован

2020-08-06

Выпуск

Раздел

Социальная психология