Современные исследования эмоционального интеллекта в отечественной психологии

Авторы

  • Виктория А. Литвиненко Южный федеральный университет
  • Юлия В. Обухова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.21702/ncpb.2020.2.3

Аннотация

Авторами обосновывается актуальность изучения эмоционального интеллекта, приводятся показатели популярности и востребованности изучения эмоционального интеллекта в мире и в России по запросам из базы SciVal.

Проведен обзор отечественных научных публикаций по проблематике эмоционального интеллекта на примере анализа 24-х научных статей (3 – информационно-аналитических, 16 – эмпирических и 5 – методических) из 14-ти журналов, включенных в перечень рецензируемых изданий, рекомендованных ВАК (по 19.00.00 – Психологические науки, с 2015 по 2020 г.). Анализ публикаций осуществлялся по следующим разделам: жанр публикаций, эмпирический объект исследования, исследовательские методы и методики, области и темы исследования.

В результате было установлено, что эмоциональный интеллект изучается вместе с другими феноменами, такими как: психические состояния, индивидные и личностные особенности, профессиональное выгорание, стратегии совладающего поведения, удовлетворенность и эффективность в разных сферах жизнедеятельности. Наибольшее внимание исследователей уделялось изучению взаимосвязи эмоционального интеллекта с личностными особенностями. Объектом эмпирических исследований преимущественно являлись производственные и образовательные малые группы, а сбор эмпирических данных проводился с помощью разных психологических методов (психологическое тестирование, констатирующий эксперимент, полуструктурированное интервью, контент-анализ ответов, аппаратурные методы) и методик, среди которых наиболее часто применялись тесты-опросники.

В заключение делается вывод о том, что уровень эмоционального интеллекта определяет успешность в учебной и трудовой деятельности, а также влияет на эффективность социального взаимодействия. Обозначены прикладные аспекты изучения эмоционального интеллекта. Приведены перспективы дальнейшего собственного эмпирического исследования, отражающего влияние эмоционального интеллекта на стратегии учебно-профессиональной карьеры студентов вуза.

Биографии авторов

Виктория А. Литвиненко, Южный федеральный университет

магистрант 3 года обучения

Юлия В. Обухова, Южный федеральный университет

Кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности