Копинг-стратегии одаренных подростков с разным уровнем субъективного контроля

Авторы

  • Елена В. Зинченко Южный федеральный университет
  • Анна А. Алтынова Южный федеральный университет

DOI:

https://doi.org/10.21702/ncpb.2020.2.2

Аннотация

В статье рассматривается проблема копинга у одаренных детей. Авторы обращают внимание на популярность тенденции оказания помощи для развития способностей одаренных подростков, в виде мощной внешней поддержки со стороны государства и создания благоприятных условий для их обучения, и определяют актуальность проблемы психологического сопровождения одаренных. Важную роль в достижении успеха обучающимися играет их психологическая устойчивость перед стрессовыми ситуациями, с которыми они постоянно сталкиваются. В статье дается теоретический анализ литературы по данной проблеме.

Исследование копинг-стратегий одаренных подростков и уровня их субъективного контроля осуществлялось с помощью тестирования (опросник «COPE» в адаптации Е. И. Рассказовой, Т. О. Гордеевой, Е. Н. Осина; методика «УСК» Е. Ф. Бажина, Е. А. Голынкиной, Л. М. Эткинда), метода описательной статистики и математического метода обработки данных.

Основными результатами исследования явились выводы о том, что одаренные дети предпочитают продуктивные копинг-стратегии, они склонны планировать решение проблемы и активно справляться с трудностями в стрессовой ситуации. Авторами дается описание различий в использовании копинг-стратегий одаренными подростками с экстернальным и интернальным локусами контроля. Исследование гендерных особенностей в применении копинг-стратегий показало значимые различия между одаренными девушками и юношами в четырех способах совладания: мысленный уход от проблемы, концентрация на эмоциях, использование эмоциональной социальной поддержки и использование «успокоительных». Отмечается, что одаренные девушки имеют более высокий уровень субъективного контроля над значимыми ситуациями, чем юноши. В заключение сделан вывод о необходимости разработки психологической коррекционной программы для формирования продуктивных копинг-стратегий у одаренных подростков с экстернальным типом локуса контроля.

Биографии авторов

Елена В. Зинченко, Южный федеральный университет

Кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры социальной психологии

Анна А. Алтынова, Южный федеральный университет

Бакалавр 4 курса направления "Психология"

Загрузки

Опубликован

2020-12-30

Выпуск

Раздел

Общая психология, психология личности

Наиболее читаемые статьи этого автора (авторов)