Влияние смысловой установки как причина академической прокрастинации студентов высших учебных заведений

Авторы

  • Дарья И. Попова Южный федеральный университет

Ключевые слова:

прокрастинация, академическая прокрастинация, смысловая установка, причины прокрастинации, проявления прокрастинации

Аннотация

В статье рассматривается влияние смысловой установки как одна из причин академической прокрастинации. Во введении автором раскрывается актуальность темы, которая определяется распространенностью явления прокрастинации и его негативным влиянием на все жизненные аспекты студентов. Новизна исследования заключается в рассмотрении влияния одной из смысловых структур – смысловой установки – на возникновение академической прокрастинации. В теоретическом обосновании автором рассматриваются работы российских и иностранных авторов по следующим направлениям: определение прокрастинации; виды прокрастинации; проявление академической прокрастинации и ее влияние на учебную деятельность; анализ причин академической прокрастинации; анализ влияния смысловой установки на особенности выполнения учебной деятельности, способствующие возникновению состояния прокрастинации. В разделе «Результаты и их обсуждение» автор обращает внимание на преградную, отклоняющую и дезорганизующую формы влияния смысловой установки, которые могут способствовать повышению уровня академической прокрастинации путем рассеивания внимания студента, повышения уровня внутреннего напряжения и отвлечения от значимой деятельности. В заключении делаются выводы о том, что: 1) за время исследования прокрастинации не было предложено единого определения прокрастинации, но была создана теоретическая база для ее изучения; 2) большие письменные работы часто вызывают прокрастинацию; 3) академическая прокрастинация очень распространена среди студентов; 4) воздействие смысловой установки может являться одной из причин появления академической прокрастинации, а переключив ее влияние на стабилизирующее, можно снизить уровень прокрастинации. Автором подчеркивается важность дальнейших исследований академической прокрастинации в связи со смысловой установкой и важность создания метода, позволяющего снижать уровень академической прокрастинации.

Биография автора

Дарья И. Попова, Южный федеральный университет

Студентка Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Шемякина О. О. Влияние прокрастинации на уровень стресса у студентов // Психология и право. 2013. Т. 3, № 4. URL: https://psyjournals.ru/psyandlaw/2013/n4/66242.shtml (дата обращения: 03.05.2020).

Микляева А. В., Реброва Д. С., Савинская А. С. Академическая прокрастинация в студенческой среде: результаты эмпирического исследования // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Психология. 2017. Т. 19. С. 59–66.

Узлов Н. Д. Изучение причин академической задолженности студентов с привлечением концепции прокрастинации // Роль прокрастинации в процессе самоопределения молодежи. Сборник научный статей. Саратов: Саратовский источник, 2015. С. 95–101.

Zacks S., Hen M. Academic interventions for academic procrastination: A review of the literature // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. Vol. 46, Issue 2. P. 117–130. DOI: 10.1080/10852352.2016.1198154

Lenggono B., Tentama F. Construct measurement of academic procrastination of eleventh grade high school students in Sukoharjo // International Journal of Scientific & Technology Research. 2020. Vol. 9, Issue 01. P. 454–459.

Лебедева Е. В. Академическая прокрастинация и особенности личностной организации времени у студентов вуза // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2016. № 1–4. С. 139–143.

Karatas H. Correlation among academic procrastination, personality traits, and academic achievement // Anthropologist. 2015. Vol. 20, Issue 1,2. P. 243–255.

Balkis M. Academic procrastination, academic life satisfaction and academic achievement: The mediation role of rational beliefs about studying // Journal of Cognitive and Behavioral Psychotherapies. 2013. Vol. 13, Issue 1. P. 57–74.

Goroshit M. Academic procrastination and academic performance: An initial basis for intervention // Journal of Prevention & Intervention in the Community. 2018. Vol. 46, Issue 2. P. 131–142. DOI: 10.1080/10852352.2016.1198157

Ковылин В. С. Теоретические основы изучения феномена прокрастинации // Личность в меняющемся мире: здоровье, адаптация, развитие. 2013. № 2 (2). С. 22–41.

Сибирцева Е. И. Личностные ресурсы людей с различным уровнем прокрастинации // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2016. № 1. С. 74–83.

Махмудов М. Н., Щевьёв А. А., Лопатин Е. А. Психологические корреляты академической прокрастинации // Человеческий капитал. 2015. № 9. С. 13–17.

Ashraf M., Malik J. A., Musharraf S. Academic stress predicted by academic procrastination among young adults: Moderating role of peer influence resistance // Jamshoro Liaquat University of Medical and Health Sciences. 2019. Vol. 18, Issue 01. P. 65–70. DOI: 10.22442/jlumhs.191810603

Badri Gargari R., Sabouri H., Norzad F. Academic procrastination: The relationship between causal attribution styles and behavioral postponement // Iranian Journal of Psychiatry and Behavioral Sciences. 2011. Vol. 5, Issue 2. P. 76–82.

Ивутина Е. П., Шуракова Е. С. Академическая прокрастинация как проявление защитно-совладающего поведения у студентов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2013. № 4–1. С. 146–151.

Hen M., Goroshit M. The effects of decisional and academic procrastination on students’ feelings toward academic procrastination // Current Psychology. 2020. Vol. 39. P. 556–563. DOI: 10.1007/s12144-017-9777-3

Fritzsche B. A., Young B. R., Hickson K. C. Individual differences in academic procrastination tendency and writing success // Personality and Individual Differences. 2003. Vol. 35, Issue 7. P. 1549–1557. DOI: 10.1016/S0191-8869(02)00369-0

Виндекер О. С., Сморкалова Т. Л., Лебедев С. Ю. Психологические корреляты прокрастинации и сценарий отложенной жизни // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2016. Т. 150, № 2. С. 98–108.

Balkis M., Duru E., Bulus M. Analysis of the relation between academic procrastination, academic rational/irrational beliefs, time preferences to study for exams, and academic achievement: a structural model // European Journal of Psychology of Education. 2013. Vol. 28. P. 825–839. DOI: 10.1007/s10212-012-0142-5

Леонтьев Д. А. Психология смысла: Природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд. М.: Смысл, 2003. 486 с.

Загрузки

Опубликован

2020-08-06

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология