Концепция характера в теории и практике гештальт-терапии

Авторы

  • Марина Петровна Аралова

Ключевые слова:

характер, гештальт-терапия, концепция характера, паттерны поведения, детский опыт

Аннотация

Cтатья имеет целью ознакомление широкого круга читателей, и, прежде всего, специалистов, занимающихся психологической практикой и гештальт- терапией, с концепцией характера, разработанной в последние десятилетия. Описаны основные представления о характере разработчиков гештальт- подхода и их последователей. Используя собственный опыт работы в сфере психологии развития и в области гештальт-практики, и опираясь на опыт обучения у ведущих специалистов Гештальт-ассоциации Лос-анджелеса (Б. и Р. Резник, т. Берли и др.), автор данной статьи приводит теоретические аргументы, комментирует и иллюстрирует важнейшие аспекты концепции характера.

Показано, что динамическая модель характера, в которой соединяются теоретические положения, практические взгляды  гештальт-терапевта и обобщённые дынные эмпирических исследований из сферы когнитивной психологии и психологии развития, является в настоящее время центрирую- щей вокруг себя все относящиеся к концепции характера в данном подходе положения и является наиболее полной и обобщённой концепцией характера в гештальт-терапии.

Биография автора

Марина Петровна Аралова

кандидат психологических наук, доцент кафедры пси- хофизиологии и клинической психологии Академии психологии и педагогики ЮФУ

Библиографические ссылки

Бауэр Т. Психическое развитие младенца. – М., 1977.

Гингер С. И А. Гештальт-терапия контакта. – СПб., 1999.

Наранхо К. Гештальттерапия. – Воронеж, 1995.

GaensbauerT.Traumainthepreverbalperiod:Symptoms, memories, and developmental impact. Psychoanalytic Study of the Child. – 1995, 50. – P. 122-149.

Garvey G. Play. Fontana. – 1977.

Gunzenhauser N. Infant stimulation: For whom, what kind, when, and how much? Johnson: Johnson Baby Products Company Round Table Series. – 1987. – P. 13, 52-53, 132-133.

Hayne H., Findlay N. Contextual Control of memory retrieval in infancy priming. Infant behavior and Development. – 1995, 18. – P. 195-207.

Larson C. Cultural premises in persuasion. In Persuasion: Perception and responsibility. – New York: Wadsworth, 1998.

McDonough L., Mandler J. Very long-term recall in infants: Infantile amnesia reconsidered. Memory. – 1994, 2(4). – P. 339-352.

Nelson K. Long-term retention of memory for preverbal experience: evidence and implications. Memory. – 1994, 2(4). – P. 467-475.

PaleyJ.,AlpertJ.Memoryofinfanttrauma.Psychoanalitik Psychology. – 2003, 20 (4). – P. 329-347.

Rovee-Collier C.Dissociationsininfantmemory:rethinking the development of implicit and explicit memory. Psychological Review. – 1997, 104. – P. 467-498.

Rovee-Collier C. Shifting the focus from what to why. Infant Behavior and Development. – 1996, 19. – P. 385-400.

Перлз Ф. Гештальт семинары. – М., 1998.

Перлз Ф., Гудмен П., Хефферлин Р. Практикум по гештальт-терапии. – М., 2005.

Bauer P. What do infants recall of their lives? Memory for specific events by one-to two-olds. American Psychologist. – 1996, 51. – P. 29-41.

Schachter D. Implicit memory: a new frontier for cognitive neuroscience. In M.Gazzaniga (Ed.) The cognitive neurosciences. Cambridge, MA: MIT Press.– 1995. – P. 815-824.

Schaffer H.R. Mothering. Fontana. – 1977.

Bauer P., Hertsgard L., Dow G. After 8 months have passed: long-term recall of events by 1 to 2-year old children. Memory. – 1994, 2(4). – P. 353-382.

Sheffield E., Hudson J. Reactivation of toddlers` event memory. Memory. – 1994, 2(4). – P. 447-465.

Beebe B., Lachmann E., Jaffe J. Mother-infant interaction structures and presymbolic self – and object representations. Psychoanalytic Dialogues. – 1997, 7(2). – P. 133-182.

Boyer M., Barron K., Ferrar J. Three-year olds remember a novel event from 20 months: Evidence for long-term memory in children? Memory. – 1994, 2(4). – P. 417-445.

Bower T. The visual world of infants. – N.Y., 1966.

Bowlby J. A secure base: clinical applications of attachment theory. – London: Rout ledge, 1969.

Bruner J. Processes of Cognitive Growth: Infancy. – Heinz-Werner-Lecture. – Series 3. – 1968.

Burley T., Freier M.C. Character structure: a gestalt- cognitive theory. Psychotherapy: theory, research, practice, training. – 2004. – Vol. 41. – No 3. – P. 321-331.

Squire L. Mechanisms of memory. – Science, 1986, 232. – P. 1612-1619.

Stern D.N. A micro-analyses of mother-infant interaction behavior, regulating social contact between a mother and three-and-a-half- old twins// J. of American Academy of Child Psychiatry. – 1971.

Stern D.N. Mother and Infant in Play: the dyadic interaction involving facial, vocal and gaze behaviors // The effects of the infants on its Care givers. – N.Y., 1974.

Tulving E. How many memory systems are there? American Psychologist. – 1985, 40. – P. 385-398.

Underwood B. Attributes of memory. Psychological Review. – 1969, 76. – P. 559-573.

Zazzo R. L`epreuve du bestiaire. Dans: Manual pour l`examen psychologique de l`enfant. – Neuchatel Delauchaux et Niestics Neuchatel press, 1969.

Загрузки

Опубликован

2015-08-25

Выпуск

Раздел

Психофизиология и клиническая психология