Северо-Кавказский психологический вестник //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv <p style="text-align: justify;">Молодые учёные! Приглашаем Вас к публикации в научно-практическом журнале <em><strong>«Северо-Кавказский психологический вестник». </strong></em></p> <p style="text-align: justify;"><strong>Публикация бесплатна для авторов. Выпуски журнала размещены в Научной электронной библиотеке, индексируются в Российском индексе научного цитирования (РИНЦ). </strong></p> <p style="text-align: justify;"><strong>Обращайтесь на почту <a href="mailto:psyvestnc@gmail.com">psyvestnc@gmail.com</a></strong> к ответственному секретарю журнала Полине Романовне Пушкаревой по всем вопросам и по поводу отправки статей! </p> <p><strong>Если у Вас есть:</strong></p> <ul> <li>Статья по психологии,</li> <li>Она теоретическая, обзорная, или эмпирическая, экспериментальная,</li> <li>Статья в соавторстве с научным руководителем</li> <li>Или без него </li> <li>И вы хотите опубликовать свою научную статью в журнале уровня <em><strong>РИНЦ </strong></em>с индексацией на <em><strong>elibrary.ru </strong></em>–</li> </ul> <p>Внимательно ознакомтесь с этим разделом, он ускорит публикацию! </p> <blockquote> <p>Статьи принимаются через сайт (нужна <a href="http://skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/user/register">регистрация</a>) или<strong> через почту</strong> <strong><em><a href="mailto:psyvestnc@gmail.com">psyvestnc@gmail.com</a>. Присылайте статьи с пометкой "Новая статья". </em></strong></p> <p><strong>Плата за публикацию или редакционно-издательские услуги не взимается. То есть, публикация бесплатная. </strong></p> <p><strong>Требования</strong></p> </blockquote> <ol> <li><em>Антиплагиат.</em> Минимальный процент оригинального текста для рассмотрения статьи составляет 80% (до 20 % цитирования, самоцитирования);</li> <li><em>Документы. </em>При подаче статьи присылайте, пожалуйста, основные сведения о себе – ФИО, ВУЗ, город, почту, идентификаторы, и уведомление об отсутствии конфликта интересов;</li> <li><em>Оформление. </em>Ниже изложены основные правила;</li> <li>Нужен <em>перевод</em> названия, аннотации, ключевых слов, ФИО автора и источников литературы на английский язык. </li> <li><em>Будьте на связи с редакцией </em>(проверяйте почту после подачи статьи).</li> </ol> <p><strong>ОФОРМЛЕНИЕ СТАТЬИ</strong></p> <ol> <li><strong>Объем: </strong>не менее 10 страниц вместе с литературой, метаданными и т.д.;</li> <li><strong>Поля</strong>: 2,0 см;</li> <li><strong>Текст статьи</strong> набирается в редакторе Word (.doc, .docx);</li> <li><strong>Шрифт</strong>: Times New Roman, 14, интервал – 1,5, отступ первой строки абзаца – 1,25 см;</li> <li><strong>Выравнивание</strong> текста: по ширине.</li> <li><strong>Должен быть присвоен номер УДК </strong>(присвоить тут: <a href="http://teacode.com/online/udc/">http://teacode.com/online/udc/)</a></li> <li><strong>В названии:</strong> 5–12 слов, без аббревиатур;</li> <li><strong>Аннотация:</strong> 200–250 слов, она является источником информации обо всем содержании статьи, последовательно и конкретно изложенных в ней результатах исследования. <strong>Не должно быть</strong> скопированных фрагментов статьи, ссылок на источники, аббревиатур и сокращений (если они не раскрываются в ней). Обязательно <strong>отражается новизна</strong> исследования, оригинальность авторского замысла. Например, можно использовать такие фразы, как: «Новизна исследования заключается в…», «Впервые исследованы или рассмотрены, проанализированы…», «Представлен новый взгляд на проблему…».</li> <li> <strong>Ключевые слова:</strong> 5-7 штук;</li> <li>Статья должна быть <strong>структурирована</strong>: «Введение», «Методы», «Результаты», «Обсуждение результатов». В публикациях обзорного характера раздел «Методы» может быть заменен на «Теоретическое обоснование».</li> <li>Подразделы выделяются <em><strong>полужирным курсивом</strong></em>.</li> <li>Присылайте картинки и таблицы из текста статьи в том числе и в отдельном файле: так не потеряется качество изображений при верстке.</li> <li>Таблицы оформляются по стилю APA (см. <a href="https://yadi.sk/i/6_t5I3R2wSRuxQ" target="_blank" rel="noopener">Методические рекомендации по подготовке рукописи в соответствии со стандартом APA</a>) и в тексте пишутся как (табл. 1).</li> </ol> <p><strong>СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ</strong></p> <p>Один из лучших визуальных помощников, как оформить литературу по APA: <strong>https://galacticamedia.com/files/APA.pdf</strong></p> <p><strong>В статье необходимо использовать минимум 15 источников литературы, из них иностранная литература должна составлять не менее 20 %.</strong> Количество авторских источников (при самоцитировании) также не должно превышать 20 % от общего числа пунктов литературы.</p> <p>Лучше <strong>не ссылайтесь</strong> на популярные, образовательные и локальные источники: газеты, неопубликованную литературу, учебные пособия, учебники, короткие тезисы докладов конференций. </p> <p>Желательно использовать «новую» литературу (не старше 5 лет) – это в том числе обращает внимание читателей на новизну описываемого в статье исследования (исключение составляют статьи по истории науки, с применением в исследованиях архивных материалов, а также с использованием необходимых источников без переизданий). Произвольное сокращение названий в источниках не допускается.</p> <p><strong>ДОКУМЕНТЫ</strong></p> <p><strong>1. Авторские сведения на русском и английском языках</strong></p> <ol> <li>Фамилия, имя, отчество;</li> <li>Ученая степень и ученое звание (при их наличии), должность;</li> <li>Место работы (учебы) (полное официальное название университета);</li> <li>Адрес работы (учебы) (с почтовым индексом, указанием города, страны);</li> <li>E-mail;</li> <li>Контактный мобильный телефон (для ответственного автора);</li> <li>Номер идентификатора ORCID.</li> <li>Иные идентификаторы: SPIN-код РИНЦ, WOS Researcher ID, Scopus Author ID и т.д.</li> </ol> <p><strong>Сверяйте свои данные на английском</strong>! Они должны быть идентичны для всех статей, которые Вы публиковали. </p> <p>2. <strong>Уведомление об отсутствии конфликта интересов</strong>. <strong>Н</strong><strong>еобходимо отправить заполненный бланк.</strong> <a href="https://yadi.sk/i/O-rcisdiYVHlEA" target="_blank" rel="noopener"><strong>Скачать файл можно по ссылке</strong></a></p> <p><strong>После подачи статьи происходит:</strong></p> <ol> <li>Проверка корректности оформления аннотации, ключевых слов, списка литературы (не менее 15 источников, включая зарубежные) и ссылок в тексте статьи);</li> <li>Проверка оригинальности текста в системе Антиплагиат (не менее 80%);</li> <li>Рецензирование по двойному слепому принципу - статья отправляется рецензентам на проверку;</li> <li>Литературное редактирование и вычитка текста;</li> <li>Верстка статьи;</li> <li>Публикация. </li> </ol> <p><em><strong>Направляйте статьи на электронную почту <a href="mailto:psyvestnc@gmail.com">psyvestnc@gmail.com</a>, будем ждать!</strong></em></p> <p><em>Направляемые тексты или их значительные части не должны быть опубликованы и не должны находиться на рассмотрении в других изданиях. </em></p> <p style="text-align: justify;"><em>Публикация в журнале</em> - хорошая отправная точка для начала плодотворной научной деятельности. Редакция журнала окажет методическую помощь, опишет этапы прохождения статьи в редакционном процессе, ответит на ключевые вопросы по публикациям, предоставит материалы, которые полезны для авторов. </p> <p style="text-align: justify;">Мы способствовуем <em>широкому распространению психологического знания</em>, публикуя оригинальные теоретические и экспериментальные исследования в области психологии.</p> <p style="text-align: justify;">Журнал представлен в свободном открытом доступе в полнотекстовом формате на сайте. <strong>Разделы журнала</strong>: <em>общая психология, психология личности, история психологии; психофизиология; медицинская психология; коррекционная психология; юридическая психология; социальная психология; педагогическая психология; психология развития, акмеология; психология труда и многое другое...</em></p> ru-RU pronenko@sfedu.ru (Проненко Евгений Александрович) pronenko@sfedu.ru (Проненко Евгений Александрович) Сб, 30 дек 2023 00:00:00 +0300 OJS 3.2.1.2 http://blogs.law.harvard.edu/tech/rss 60 Исследование социального интеллекта у школьников, обучающихся в традиционной и монтессори школе //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/600 <p>В данной работе исследуются особенности формирования социального интеллекта у школьников, которые учатся в традиционной и Монтессори школе. Актуальность исследования обусловлена высокими требованиями, предъявляемыми к уровню социального интеллекта и коммуникативным компетенциям в современном обществе. В связи с этим перед современной системой образования становится новая задача по развитию социального интеллекта личности еще на этапах обучения в школе. Для того чтобы данная задача была осуществима необходимо понять, какие условия обучения способствуют, а какие тормозят развитие отдельных факторов социального интеллекта. В исследование впервые изучаются различия в уровне социального интеллекта подростков в зависимости от системы их обучения. Во введение авторы делают обзор теоретической базы феномена социального интеллекта, в котором приводят определения данного явления с позиций различных исследователей, а также определяют особенности и составляющие социального интеллекта.&nbsp; Также в данном разделе авторы описывают основополагающие особенности обучения в традиционной и монтессори школе. В выборку исследования вошли учащиеся шестых классов общеобразовательной школы в количестве 18 человек, а также учащиеся шестых классов монтессори школы в количестве 16 человек. В разделе методы представлен методический инструментарий, используемый для проведения исследования. В разделе результаты исследования авторы приводят данные о существующих различиях в уровне социального интеллекта среди школьников, обучающихся в разных школах. Так, обнаружены статистически значимые различия по фактору познание трансформаций поведения. В части обсуждение результатов авторы объясняют наличие различий особенностями организации коммуникации в процессе обучения, а также факторами, связанными с уровнем благосостояния семьи, в которой воспитываются учащиеся. В заключение авторы приходят к выводу о влияние системы обучения, используемой в школе, на показатели социального интеллекта у подростков.</p> Елизавета В. Найденова, Анастасия С. Морозова, Анастасия С. Иконина, Светлана А. Бзезян Copyright (c) 2023 Елизавета В. Найденова, Анастасия С. Морозова, Анастасия С. Иконина, Светлана А. Бзезян https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/600 Сб, 30 дек 2023 00:00:00 +0300 Механизмы психологической защиты и копинг-стратегии представителей юношеского возраста Z-поколения, склонных к аддикции //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/599 <p>В статье представлены результаты изучения склонности к 13 видам аддикций у представителей юношеского возраста Z-поколения, которое ограничено 1997–2012 годами рождения. <strong>Цель исследования</strong>: исследовать механизмы психологической защиты и копинг-стратегии у представителей юношеского возраста Z-поколения, склонных к аддикции. <strong>Теоретическое обоснование.</strong> Теоретические построения о проявлениях способов девиаций опираются на два концепта, объясняющих природу девиаций. З. Фрейду удалось описать механизмы психологической защиты при работе с невротическими проявлениями. Патохарактерологическое, психопатологическое виды поведения и поведение на базе гиперспособностей относятся к девиантному поведению. Позднее Лацарус описал копинг-стратегии, а современной психологией проблема девиантного поведения рассматривается в рамках психологического здоровья. <strong>Результаты.</strong> Изучение распределений полученных в исследовании данных по каждой шкале методики (13 видов зависимостей) Г. В. Лозовой позволило обнаружить частоту появления случаев с низким, высоким и средним значениями по определенному виду зависимости. Проведенный расчет коэффициента ранговой корреляции Спирмена указал на имеющиеся в каждой группе с определенным уровнем склонности к виду зависимости связи механизмов психологической защиты и копинг-стратегий. <strong>Обсуждение результатов.</strong> Распределение выборочных значений по уровням выборки уточнил частоту появления низкого, среднего и высокого уровней склонности к каждому виду зависимости. Анализ выявленных связей копинга и механизма защиты в каждом отдельной группе с определенным уровнем склонности к зависимому поведению позволил показать наличие и характер этих связей. Результаты содержат обоснование профилактической работы по предупреждению зависимостей в юношеском возрасте <strong>Новизна и оригинальность исследования</strong> видится в подтверждении психометрическими методами данных наблюдения, описанных психотерапевтами и психологами в своих исследованиях прошлых лет. Исследование имеет данные, доступные для сопоставления с группой юношеского возраста в последующих поколениях, и позволяет выполнять мониторинг по заявленной проблеме.</p> Светлана Ю. Мохова, Антонина В. Привезенцева Copyright (c) 2023 Светлана Ю. Мохова, Антонина В. Привезенцева https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/599 Сб, 30 дек 2023 00:00:00 +0300 Эмоционально-психологическая близость взрослых детей с родительской фигурой и её связь с уровнем семейных дисфункций //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/595 <p>В разделе «Введение» автор приводит основные причины возникновения так называемого «культа родителей», декларирующего святость родительских фигур и подразумевающего изначальную психологическую близость с ребёнком. Особое внимание уделено описанию процесса сепарации как в подростковом возрасте, так и во взрослости. Дан исторический контекст проблематики, социально-культурные условия формирования убеждения об эмоциональной близости в детско-родительских отношениях. Автор ссылается на значимость стилей воспитания в соответствии с широко распространённой концепцией Д. &nbsp;Баумринд, Э. Маккоби и Д. Мартина, а также на концепцию «обучения на моделях» А. Бандуры. &nbsp;Упомянуты механизмы защиты, участвующие в процессе формирования табу на критику родительского поведения и отношения. В разделе «Методы» описаны примененные методики: 1) авторский опросник, направленный на определение степени эмоционально-психологической близости, 2) методика «Семейные эмоциональные коммуникации» А. Б. Холмагоровой и С. В. Воликовой. В разделе «Результаты» описаны данные, полученные при исследовании степени эмоциональной близости 60 взрослых детей с их родителями. Респондентам было предложено ответить на вопросы о том, к кому из перечисленных людей (матери, отцу, другу, романтическому партнёру, бабушке или дедушке, брату или сестре, психологу, незнакомцу на улице) они обратятся в первую очередь при возникновении проблемных ситуаций в сфере учёбы, финансов, здоровья, коммуникаций с другими людьми, личной жизни и сексуальной сфере. Выявлены значимые обратные корреляции между степенью психологической близости и баллами по шкалам семейных дисфункций. В разделе «Обсуждение результатов» описываются противоречия между стереотипом о безусловной психологической близости родителей с детьми и результатами исследования.</p> Алина С. Рощупка Copyright (c) 2023 Алина С. Рощупка https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/595 Сб, 30 дек 2023 00:00:00 +0300 Средства массовой информации как фактор риска развития расстройств пищевого поведения //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/596 <p>В статье автор рассматривает проблему влияния средств массовой информации (СМИ), в частности, социальных сетей на возникновение и развитие расстройств пищевого поведения (РПП). Во <strong>введении</strong> обосновывается актуальность изучения избранного автором вопроса, поставлена цель теоретического исследования. В <strong>теоретическом обосновании </strong>раскрываются основные понятия, связанные с расстройствами пищевого поведения, автор рассматривает предмет средств массовой информации как провоцирующий фактор развития РПП. Новизна исследования заключается в подходе к изучению этиологического фактора воздействия социальных сетей и других средств массовой информации на развитие расстройств пищевого поведения и чувства неудовлетворенности образом тела, преимущественно, среди молодых людей. В первой части приводятся виды расстройств пищевого поведения, такие как нервная анорексия (НА), булимия и компульсивное переедание, их основные проявления и различия. Автор учитывает также категорию неуточненных диагнозов, относящуюся к нарушениям пищевого поведения (НПП). Во второй части автор предоставляет краткую историческую справку, связанную с тенденциями средств массовой информации, и выделяет социальные сети, как лидирующие среди прочих средств массовой информации и оказывающие влияние на восприятие собственного тела и являющиеся фактором риска для развития РПП. Автор приводит исследование, направленное на изучение влияния СМИ на формирование и развитие РПП, а также делится возможной стратегией защиты от данного влияния. В <strong>обсуждении результатов</strong> автор приводит дополнительные исследования по изучаемой проблеме, указывает на процентное соотношение между идеалами внешности, транслируемыми социальными медиа и показателями среднестатистических женщин. &nbsp;<strong>В заключении</strong> автор приходит к выводу о негативном влиянии средств массовой информации, в частности, социальных сетей на восприятие образа собственного тела и формирование и развитие расстройств пищевого поведения.</p> Карина Р. Мовсисян Copyright (c) 2023 Карина Р. Мовсисян https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/596 Сб, 30 дек 2023 00:00:00 +0300 Особенности смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/597 <p>Во <strong>введении</strong> представлено обоснование актуальности исследования особенностей смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности. Обобщены результаты теоретического анализа исследований содержания мотивации достижения успеха, актуализирующей индивидуально психологический потенциал человека в ситуации реализации значимой деятельности. Описаны факторы, детерминирующие успех, особенности ценностных ориентаций личности, определяющих ее стремление к успешности и достижениям. Дана содержательная характеристика психологической готовности к продуктивной деятельности и взаимодействию.</p> <p>Новизна исследования заключается в выявлении и описании особенностей смысложизненных ориентаций личности с разным уровнем успешности.</p> <p>В содержании статьи включён сопоставительный анализ выраженности компонентов смысложизненных ориентаций и мотивации достижений у успешных и менее успешных субъектов. В разделе <strong>Результаты</strong> показана специфика проявления потребности в достижении, осмысленности жизни, ориентации на процесс или результат у лиц, находящихся на разных уровнях успешности. В данном разделе содержится анализ результатов эмпирического исследования особенностей компонентов смысложизненных ориентаций и потребности достижений у успешных и менее успешных субъектов, их ресурсов и рисков.</p> <p>В <strong>Обсуждении результатов</strong> представлено описание и интерпретация результатов эмпирического исследования особенностей смысложизненных ориентаций и мотивации достижений у личности на разных этапах успеха активности. Данные эмпирического исследования показывают наличие определенной специфики выраженности этих переменных у групп «успешных» и «менее успешных» субъектов студенческого возраста. Впервые показаны различия смысложизненных ориентаций личности, находящейся на разных уровнях успешности в учебно-профессиональной деятельности. В <strong>Заключении</strong> показана значимость разработки определенной программы психологического сопровождения развития успешности личности в период профессиональной подготовки. Подчеркивается необходимость включения в эти программы проектной, научно-исследовательской, творческой деятельности, позволяющей личности погрузиться в интересные проекты и накопить позитивный опыт успеха, который может быть использован в будущем.</p> Татьяна Ю. Мариненко, Елена П. Калинина Copyright (c) 2023 Татьяна Ю. Мариненко, Елена П. Калинина https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/597 Сб, 30 дек 2023 00:00:00 +0300 Влияние билингвизма на личностные характеристики //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/598 <p><strong>Введение. </strong>Проблема билингвизма является актуальной на данном этапе развития международных отношений и экономического пространства, потому как люди с таким навыком совмещают в себе следы влияния нескольких культур, а значит, могут обладать личностными чертами, которые заинтересуют представителей социального направления профессий. В последние годы увеличилась потребность в специалистах, способных оперировать несколькими языковыми системами. Проблема должна получить больше интереса со стороны ученых России, потому как билингвизм на территории многонациональной страны зарождается неизбежно и необходимо сделать все возможное для сохранения и расширения культурного разнообразия, обусловленного взаимодействием личностей, находящихся в нескольких общественных средах. <strong>Методы. </strong>Тестирование проводилось при помощи «Большой пятерки» и «Опросника эмоциональной эмпатии», далее был использован критерия Манна-Уитни для выделения статистически значимых различий естественных, искусственных билингвов и одноязычных людей по полученным показателям.<strong> Результаты. </strong>Испытуемые, которые разговаривают на двух языках, имеют статически значимо более высокие уровни экстраверсии и экспрессивности по сравнению с теми, которые разговаривают только на одном языке. Однако по показателям эмпатийности значимых различий не было обнаружено. <strong>Обсуждение результатов.</strong> Анализ литературы, посвященной экспериментальным исследованиям билингвов, подтвердил наличие значительных различий. В рассмотренных исследованиях особенно отмечена когнитивная гибкость билингвов по сравнению с монолингвами. Необходимо более основательное исследование особенностей личности билингвов, потому как действительно качественных современных экспериментов, связанных с этой темой, в научном пространстве не так много.</p> Вероника В. Пономарева Copyright (c) 2023 Вероника В. Пономарева https://creativecommons.org/licenses/by/4.0/ //skpv.sfedu.ru/index.php/skpv/article/view/598 Сб, 30 дек 2023 00:00:00 +0300