Навык управленческой фасилитации с точки зрения эффективности управленческой деятельности

Авторы

  • Анна В. Селиверстова Южный федеральный университет

Ключевые слова:

социально-психологические навыки руководителя, компетентность руководителя, фасилитация, управление человеческими ресурсами, эффективность управленческой деятельности

Аннотация

В статье исследуется специфика социально-психологических навыков эффективного руководителя на современном уровне социального развития общества, который обусловлен глобальной гуманизацией и социализацией. Выдвигается гипотеза исследования о том, что навык управленческой фасилитации является ключевым социально-психологическим навыком эффективного управления современным трудовым коллективом.

В исследовании выявляются связи и взаимозависимости между экономической эффективностью предприятия, управленческой эффективностью и психологическими особенностями личности руководителя.

На первом этапе исследования компании респонденты делятся на четыре группы: высокорентабельные, экономически эффективные фирмы, низкодоходные и убыточные компании. Далее эмпирические показатели предметно-деятельностной эффективности и социально-психологической эффективности, а также показатель «климат в команде», полученные при тестировании трудовых коллективов каждой компании, авторы интегрировали с показателями экономической эффективности организаций. На третьем этапе были обобщены, согласно задаче исследования, эмпирические данные опросников: диагностика индивидуального стиля межличностного поведения, гибкости и адаптивности стиля управления и стилевых особенностей руководителей.

Была найдена специфическая коммуникация руководителей с подчиненными, имеющая направленность, скрытое мотивационное действие путем вовлечения сотрудника в процесс «управления», к которой применяют термин «управленческая фасилитация».

Руководитель, обладающий навыком управленческой фасилитации, доносит свои распоряжения до подчиненных таким образом, что они их воспринимают как собственное умозаключение и сами формируют идеи решения производственной задачи, применяя  собственное видение возможностей коллектива. На основе проведенных эмпирических исследований выявлено, что эффективность управленческого труда напрямую зависит от уровня развития у руководителя навыка управленческой фасилитации. Именно такая коммуникация с сотрудниками отмечается у большинства эффективных руководителей, соответственно, именно навык фасилитации способствует повышению лояльности коллектива и является ключевым психологическим навыком руководителя, необходимым для эффективного управления социальными системами в современной организации.

Библиографические ссылки

Друкер П. Ф. Эффективный руководитель. М.: Вильямс, 2007. 224 с.

Кови С. Лидерство, основанное на принципах. М.: Альпина Паблишер, 2013. 312 с.

Виханский О. С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. М.: Магистр: НИЦ Инфра-М, 2013. 576 с.

Гаврилова Е. А. Профессиональная самореализация как фактор эффективной деятельности руководителя // Среднее профессиональное образование. 2010. № 10. С. 45–47.

Фишман Л. И. Модель образовательного менеджмента в России: ценности и стереотипы. Казань: Изд-во ПО РАО, Самара: Изд-во СамГПУ – СИПКРО, 1997. 304 с.

Кочарова М. В. Профессиональные качества личности как основа профессионализма и эффективности деятельности руководителя // В мире научных открытий. 2013. № 11.4 (47). С. 215–220.

Селюкова Е. А. Профессионализм как основное качество педагогического коллектива, определяющее эффективность и качество работы образовательного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 5. С. 305–311.

Шивырялкина О. С. Профессионализм руководителя производственного подразделения предприятия как фактор эффективности и безопасности труда: на примере угледобывающей отрасли: дисс. ... канд. экон. наук. Челябинск, 2013. 170 с.

Аткинсон Дж. У. Психология: Биографический библиографический словарь / под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999. 851 с.

Журавлева С. Н. Оптимальные технологии работы с персоналом организации в контексте эффективности управленческой деятельности // Научное мнение. 2012. № 1. С. 93–96.

Резникова О. С., Черемисина С. Г., Данилина Е. И. Управление персоналом: учебное пособие. Симферополь: ДИАЙПИ, 2017. 248 с.

Адизес А. К. Управляя изменениями. М., Питер. 2015. 368 с.

Кравченко Л. И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле: учебник. 8-е изд., испр. и доп. М.: Новое знание, 2005. 512 с.

Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: курс лекций. М.: Омега-Л, 2009. 579 с.

Розанова В. А. Психология управления. Учебное пособие. М.: ЗАО Бизнес-школа «Интел-Синтез», 1999. 352 с.

Беляцкий Н. П. Основы лидерства. Минск: Изд-во БГЭУ, 2006. 268 с.

Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: пер. с англ. 2-е изд. М.: Дело, 2004. 704 с.

Морозов В. А. Совместимость стилей (ролей) управления организацией (предприятием) // Креативная экономика. 2015. № 7. С. 12–36.

Осипов Ю. М. Основы предпринимательского дела. М.: Ассоциация «Гуманитарное знание», 2008. 512 с.

Черепанова В. Н. Курс лекций по имиджелогии: учебное пособие. 1 часть. Тюмень: Народное образование, 2002. 186 с.

Болотова А. К., Мартынова А. В. Прикладная психология в бизнес-организациях: методы фасилитации: Учебник Высшей школы экономики. М.: Издат. дом Высш. школы экономики, 2013. 320 с.

Васина В. В. Фасилитация социального взаимодействия в рамках онтологического подхода // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 51–1. С. 291–297.

Донцов А. И., Лабунская В. А., Сарычев С. В. Психология малой группы: ретроспективный научно-вспомогательный указатель отечественных трудов, изданных в СССР и России. 100 лет пути / сост.: А. В. Сидоренков, В. А. Дорофеев, И. И. Сидоренкова, Н. Ю. Ульянова, О. Ю. Шипитько, Е. С. Коваль. М.: КРЕДО, 2014. 268 с.

Steinmann B., Klug H. J. P., Maier G. W. The path is the goal: How transformational leaders enhance followers’ job attitudes and proactive behavior. Frontiers in Psychology. Vol. 9. 2338. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.02338

Сенге П. Пятая дисциплина. Искусство и практика обучающейся организации. М.: Олимп-бизнес, 2011. 448 с.

Сидоренков А. В., Сидоренкова И. И., Ульянова Н. Ю. Социально-психологические характеристики и эффективность малых групп в организации: монография. Ростов н/Д: Мини Тайп, 2014. 248 с.

Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Института психотерапии, 2002. 490 с.

Рип ван Хувейк, Нидерланды. Теория ситуационного управления: четыре стиля. URL: http://edu.znate.ru/docs/index-28088136.html (дата обращения: 28.06.2017).

West M. A., Anderson N. R. Innovation in top management teams // Journal of Applied Psychology. 1996. Vol. 81, Issue 6. P. 680–693. DOI: 10.1037/0021-9010.81.6.680

Собчик Л. Н. Диагностика межличностных отношений: Модифицир. вариант интерперсон. диагностики Т. Лири: Метод. руководство. М.: Б. и., 1990. 46 с.

Терехин В. А. Совместная деятельность на разных этапах онтогенеза. Ростов н/Д: Изд-во РОИПКиПРО, 2010. 108 с.

Загрузки

Опубликован

2020-04-05

Выпуск

Раздел

Психология труда