Психологические особенности подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга

Авторы

  • Елена И. Погорелова Южный федеральный университет
  • Ирина В. Арькова Южный федеральный университет
  • Анастасия C. Голубовская Южный федеральный университет

Ключевые слова:

подросток, буллинг, кибербуллинг, агрессия, ценности, интернет, травля, включенность, ситуация, семейная жизнь, достижение

Аннотация

В статье отражено исследование психологических особенностей подростков, включенных в ситуацию кибербуллинга. Кибербуллинг является субформой буллинга и понимается как намеренное, опосредованное и агрессивное действие либо поведение, осуществляемое индивидом с применением информационных и коммуникативных технологий в качестве инструмента.

Выдвинута гипотеза о том, что подростки с высоким уровнем включенности в ситуацию кибербуллинга отличаются по своим психологическим особенностям (терминальным ценностям, агрессии). В соответствии с целью исследования и гипотезой подобран и разработан методический инструментарий: опросник агрессивности Басса – Дарки; опросник терминальных ценностей, предназначенный для диагностики жизненных целей человека; авторский опросник «Включенность в ситуацию кибербуллинга». Объектом исследования выступили старшие подростки (n = 30). При верификации данных применялись методы математической статистики.

В ходе исследования выявлены значимые различия между группами подростков с высоким и низким уровнем включенности в ситуацию кибербуллинга. Установлено, что подростки с высоким уровнем включенности в ситуацию кибербуллинга более враждебны, у них преобладает вербальная агрессия, менее значимы сфера семейной жизни и стремление к достижениям. Юноши более подозрительны и проявляют негативизм, в то время как девушки испытывают чувство вины и у них более выражены терминальные ценности: достижение, сохранение собственной индивидуальности и профессиональная жизнь.

Полученные в работе результаты послужили основой для разработки дизайна исследования стратегий самоутверждения подростков с различным уровнем риска кибербуллинга. Результаты будут также востребованы при разработке тренингов, направленных на формирование компетенций в сфере киберэтики.

Биографии авторов

Елена И. Погорелова, Южный федеральный университет

кандидат психологических наук, доцент Южного федерального университета

Ирина В. Арькова, Южный федеральный университет

магистрант Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Анастасия C. Голубовская, Южный федеральный университет

студент Академии психологии и педагогики Южного федерального университета

Библиографические ссылки

Бочавер А. А., Хломов К. Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2013. – Т. 10. – № 3. – С. 149–159.

Бочавер А. А., Хломов К. Д. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2014. – Т. 11. – № 3. – С. 177–191.

Глазман О. Л. Психологические особенности участников буллинга // Известия Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена. – 2009. – № 105. – С. 159–165.

Королева Д. О. Исследование повседневности современных подростков: присутствие в социальных сетях как неотъемлемая составляющая общения // Современная зарубежная психология. – 2016. – Т. 5. – № 2. – С. 55–61.

Лэйн Д. А. Школьная травля (буллинг) // Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лэйна, Э. Миллера. – СПб.: Питер, 2001. – С. 240–274.

Погорелова Е. И. Оценки подростками своей эффективности в ситуации семейного функционирования // Российский психологический журнал. – 2015. – Т 12. – № 4. – С. 100–109.

Солдатова Г., Зотова Е. Кибербуллинг в школьной среде: трудная онлайн-ситуация и способы совладания // Образовательная политика. – 2011. – № 5 (55) – С. 11–22.

Черкасенко О. С. Феномен кибербуллинга в подростковом возрасте // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2015. – № 53. – С. 91–94.

Gradinger P., Strohmeier D., Spiel Ch. Definition and Measurement of Cyberbullying. Cyberpsychology // Journal of Psychosocial Research on Cyberspace. – 2010. – no. 4 (2).

Kowalski R. M., Limber S. P., Agatston P. W. Cyberbullying: Bullying in the digital age. – Chichester: Wiley-Blackwell, 2011.

Olweus D. Victimization by peers: Antecedents and long-term outcomes // Social Withdrawal, Inhibition, and Shyness in Childhood. – New York: Psychology Press, 1993. – pp. 315–341.

Roland W. Virtual morality: the moral status of virtual actions: Master thesis. – Fort Collins: Colorado State University Publ., 2012.

Suler J. The online disinhibition effect // CyberPsychology & Behavior. – 2004. – no. 7. – pp. 321–326.

Willard N. Cyber bullying and cyberthreats: Responding to a challenge of online social cruelty, threats, and distress. – Champaign: Research Press, 2007.

Zalaquett C. P., Chatters S. J. Cyberbullying in college: Frequency, characteristics, and practical implications // Sage open. – 2014. – no. 4 (1).

Загрузки

Опубликован

2017-01-15

Выпуск

Раздел

Педагогическая психология