Диагностика эмоциональных и когнитивных особенностей личности с помощью рисуночных тестов
Ключевые слова:
когнитивные и эмоциональные особенности, подростковый и юношеский возраст, рисуночный тест Сильвер, цветограмма, прогнозирование, воображение, творческое мышлениеАннотация
В данной статье в фокусе внимания автора оказывается психодиагностика эмоциональных икогнитивных особенностей личности с помощью рисуночного теста Сильвер и цветограммы «Моя жизнь».
Эмпирическим путем определены различия в эмоциональной икогнитивной сферах подростков и юношей, установлены половые различия по критерию гибкости мышления в юношеском возрасте. Выявлены значимые жизненные сферы подростков и юношей, которые подробно описаны с точки зрения их цветовых предпочтений и эмоционального отношения к ним.
В целом автор раскрывает широкие возможности применения арт- терапевтических методик для диагностики эмоциональных и когнитивных особенностей российских школьников разного возраста.
Библиографические ссылки
Аллесандрине К., Дуарто Х., Дуглас М., Бианко М. Рисуночный тест Сильвер: результаты стандартизации в Бразилии // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2001. – Т.4. №1. – С. 22-43.
Аникеева Н.П. Развитие потребности в общении – одна из важнейших задач формирования личности // Формирование потребности лично- сти в общении / Под ред. Н.П. Аникеевой. – Ново- сибирск: НГПИ, 1981. – С. 18-28.
Анн Л. Психологический тренинг с подростками. СПб.: Питер, 2003.
Ирвуд Ч., Федорко М., Хольцман Э., Монтанари Л., Сильвер Р. Диагностика агрессивности на основе использования теста «Нарисуй историю» // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2004. – Т.7. №3. – С. 51-64.
Колесов Д.В. Современный подросток (взросление и пол). – М: Флинта, 2003.
Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1991.
Копытин А. Стандартизация Рисуночного теста Сильвер в России и проблема изучения культурно зависимых и культурно независимых переменных графической продукции // Международный журнал арт-терапии «Исцеляющее искусство». 2001. – Т.4. №3. – С. 23-46.
Поварицына Л.А. К исследованию трудностей общения у студентов // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности в её онтогенезе / Под ред. В.С. Мухиной. – М., 1986. – С. 130-139.
Поварицына Л.А. Проблемы общения в студенческом возрасте // Проблемы формирования ценностных ориентаций и социальной активности личности в её онтогенезе / Под ред. В.С. Мухиной. – М., 1986. – С. 99-107.
Сильвер Р.А., Копытин А.И. Рисуночный тест Сильвер и его стандартизации в России. Методическое руководство. Ч.2. – СПб.: Скифия, 2001.
Фролов Ю.И. Психология подростка. Хрестоматия. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997.
Хухлаева О.В. Психология подростка. – М. Академия, 2004.
Копытин А.И. Тест «Нарисуй историю»: учебно- методическое пособие. СПб.: Речь, 2003.
Чередникова Т.В. Психодинамические нарушения интеллектуального развития у детей и подростков. Методика «Цветограмма». СПб.: Речь, 2004.
Оздоровлениедетей–жертввоенныхконфликтов. Опыт работы Ростовского регионального общественного движения пострадавших в чеченском конфликте / Авторы-составители: В. Катрецкий, Т. Валитова, И. Куклеева и др. Ростов-на-Дону: ООО «Талер», 2000.
Чеснокова И.И. О сензитивности самосознания личности // Активизация личности в системе обще- ственных отношений. – М., 1989. – С. 106-107.